Посе­ще­ние еже­не­дель­ных заня­тий груп­пы бхак­ти-врик­ши теперь, долж­но быть, очень инте­рес­но для ее участ­ни­ков, ведь в ней уже обу­ча­ет­ся столь­ко буду­щих лиде­ров! Это долж­но про­бу­дить в них дух при­клю­че­ния и чув­ство ответственности.

Объ­яви­те о про­ве­де­нии на сле­ду­ю­щей неде­ле про­грам­мы вью­ха. Обсу­ди­те и рас­пре­де­ли­те слу­же­ние. Мож­но создать коман­ду, кото­рая обду­ма­ет все, что нуж­но сде­лать. В кон­це еще раз про­верь­те, все ли про­ду­ма­но. Затем мож­но ско­ор­ди­ни­ро­вать про­грам­му с дру­ги­ми лиде­ра­ми групп бхак­ти-врик­ши.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Рас­ска­жи­те об инте­рес­ных и полез­ных момен­тах, най­ден­ных вами в кни­гах Шри­лы Пра­бхупады за послед­нюю неде­лю и попро­си­те об этом же остальных.

Тех, кто появил­ся в груп­пе недав­но или по каким-либо при­чи­нам еще не чита­ет кни­ги, вы може­те спро­сить: «Если бы вы мог­ли попро­сить Криш­ну изме­нить что-то в мире, что бы вы попросили?»

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Воз­ло­жи­те на него ответ­ствен­ность за всю эту часть про­грам­мы, в том чис­ле и за то, что­бы нович­кам раз­да­ли листоч­ки с ман­тра­ми, и за то, что­бы Боже­ствам пред­ла­га­ли благовония.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Что­бы избе­жать гор­до­сти, сле­ду­ет посто­ян­но повто­рять ман­тру Харе Кришна.

Когда про­ка­жен­ный брах­ман Васу­де­ва скор­бел о том, что не может уви­деть Чай­та­нью Маха­праб­ху, Гос­подь сра­зу же вер­нул­ся в это место и обнял его. Когда Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху кос­нул­ся брах­ма­на, и про­ка­за, и все его невзго­ды ушли навсе­гда. Тело Васу­де­вы ста­ло очень при­вле­ка­тель­ным, к его вели­кой радо­сти. Будучи крот­ким и сми­рен­ным, брах­ман Васу­де­ва бес­по­ко­ил­ся о том, что, изле­чив­шись по мило­сти Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху, он воз­гор­дит­ся. Что­бы защи­тить брах­ма­на, Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху посо­ве­то­вал ему посто­ян­но повто­рять ман­тру Харе Криш­на. Ведь, посту­пая таким обра­зом, он нико­гда не воз­гор­дит­ся без причины.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 7.140–141, 146–147

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Эту часть встре­чи попро­си­те про­ве­сти одно­го из самых серьез­ных пре­дан­ных в груп­пе. Оче­редь дой­дет до всех стар­ших про­по­вед­ни­ков, но серьез­ный пре­дан­ный пока­жет при­мер осталь­ным ста­же­рам. Да и груп­па полу­чит от это­го удо­воль­ствие. Сама же по себе сме­на при­выч­но­го лиде­ра может вызвать в груп­пе неко­то­рую тревогу.

Участ­вуй­те в обсуж­де­нии наравне с осталь­ны­ми. Если веду­щий дела­ет ошиб­ки, може­те попра­вить его, но очень осто­рож­но, что­бы не слиш­ком сму­тить. Одна­ко когда лидер-ста­жер рабо­та­ет со сво­ей груп­пой, вы уже не долж­ны откры­то кри­ти­ко­вать его. Когда эти пре­дан­ные воз­гла­вят свои груп­пы, все ваши заме­ча­ния долж­ны выска­зы­вать­ся стро­го конфиденциально.

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Про­чи­тай­те вслух текст для обсуж­де­ния и начи­най­те зада­вать вопро­сы (не объ­яс­няя их). Пусть пре­дан­ные сами най­дут отве­ты в тек­сте. Сле­ди­те за тем, что­бы участ­во­ва­ли все. Мож­но попро­сить двух или трех пре­дан­ных доба­вить что-то к уже про­зву­чав­ше­му отве­ту. Пере­хо­ди­те от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му, не забы­вая давать им вре­мя подумать.

На вопрос из раз­де­ла при­ме­не­ние долж­ны отве­тить все.

В кон­це лидер дол­жен под­ве­сти итог все­му ска­зан­но­му и доба­вить еще что-нибудь от себя.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых пре­дан­ных. Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка». После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Господа
и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

йада виний­а­там читтам
атманй эва­ва­тишт­ха­те
нис­при­хах сарва-камебхйо
йук­та итй учй­а­те тада

Когда йог упо­ря­до­чи­ва­ет дея­тель­ность ума и, осво­бо­див­шись от мате­ри­аль­ных жела­ний, дости­га­ет духов­но­го бытия, его назы­ва­ют утвер­див­шим­ся в прак­ти­ке йоги.

Ком­мен­та­рий. В отли­чие от обык­но­вен­но­го чело­ве­ка, йог в сво­их дей­стви­ях не руко­вод­ству­ет­ся мате­ри­аль­ны­ми жела­ни­я­ми, глав­ным из кото­рых явля­ет­ся поло­вое. Совер­шен­ный йог пол­но­стью управ­ля­ет сво­им умом, поэто­му его не бес­по­ко­ят ника­кие мате­ри­аль­ные жела­ния. Этой сту­пе­ни совер­шен­ства есте­ствен­ным обра­зом дости­га­ет тот, кто раз­вил в себе созна­ние Криш­ны. В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (9.4.18–20) сказано:

са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачам­си ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-марджанадишу
шру­тим чакарачйута-сат-катходайе

мукун­да-лин­га­лайа-дар­шане дршау
тад-бхри­тйа-гат­ра-спар­ше ’нга-сан­га­мам
гхра­нам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шри­мат-туласйа раса­нам тад-арпите

падау харех кшетра-паданусарпане
широ хри­ши­ке­ша-падаб­хи­ван­дане
кама ча дасйе на ту кама-камайа
йатхот­та­ма-шло­ка-джа­наш­райа ратих

«Царь Амба­ри­ша преж­де все­го сосре­до­то­чил ум на лотос­ных сто­пах Гос­по­да Криш­ны, а затем, одно за дру­гим, занял в слу­же­нии Гос­по­ду все свои орга­ны чувств: его уста про­слав­ля­ли транс­цен­дент­ные каче­ства Гос­по­да, руки уби­ра­ли Его храм, уши слу­ша­ли рас­ска­зы о дея­ни­ях Гос­по­да, а гла­за созер­ца­ли Его боже­ствен­ный образ. Тело царя каса­лось тел пре­дан­ных Гос­по­да, нос вды­хал аро­мат цве­тов лото­са, под­не­сен­ных Гос­по­ду, а язык насла­ждал­ся вку­сом листьев Тула­си, воз­ло­жен­ных к лотос­ным сто­пам Гос­по­да. Ноги нес­ли его к местам палом­ни­че­ства и хра­мам Гос­по­да, голо­ва скло­ня­лась перед Гос­по­дом, а все жела­ния были свя­за­ны с жела­ни­я­ми Гос­по­да. Все эти духов­ные заня­тия как нель­зя луч­ше под­хо­дят тому, кто стре­мит­ся стать чистым преданным».

При­вер­жен­цам фило­со­фии импер­со­на­лиз­ма духов­ное бытие может казать­ся непо­сти­жи­мым и недо­ся­га­е­мым, но чело­век, обла­да­ю­щий созна­ни­ем Криш­ны, лег­ко дости­га­ет его, о чем сви­де­тель­ству­ют эти сти­хи, опи­сы­ва­ю­щие заня­тия Маха­ра­джи Амба­ри­ши. Дей­ство­вать на духов­ном уровне может толь­ко тот, кто посто­ян­но пом­нит Гос­по­да и чей ум устрем­лен к Его лотос­ным сто­пам. Раз­но­вид­но­сти пре­дан­но­го слу­же­ния Гос­по­ду, кото­ры­ми зани­мал­ся Маха­ра­джа Амба­ри­ша, полу­чи­ли назва­ния арча­ны, дея­тель­но­сти, поз­во­ля­ю­щей чело­ве­ку исполь­зо­вать все свои чув­ства в слу­же­нии Гос­по­ду. Чув­ства и ум не могут оста­вать­ся в без­дей­ствии, поэто­му про­стой отказ от дея­тель­но­сти не при­ве­дет йога к успе­ху. Для боль­шин­ства людей, осо­бен­но тех, кто не живет в отре­че­нии от мира, пере­чис­лен­ные выше духов­ные заня­тия для ума и чувств — самый луч­ший спо­соб достичь духов­но­го уров­ня, кото­рый в «Бха­га­вад-гите» опре­де­лен сло­вом йук­та.

«Бха­га­вад-гита», 6.18

 

Выде­ле­ние

Когда чело­век счи­та­ет­ся достиг­шим совер­шен­ства в йоге?

Осмыс­ле­ние

  1. Каким обра­зом пре­дан­ные Криш­ны авто­ма­ти­че­ски дости­га­ют это­го совер­шен­ства? Объ­яс­ни­те на при­ме­ре царя Амбариши.
  2. Когда мы можем быть посто­ян­но заня­ты транс­цен­дент­ной дея­тель­но­стью? Поче­му пре­дан­ным гораз­до лег­че достичь транс­цен­дент­но­го состо­я­ния, чем имперсоналистам?

При­ме­не­ние

Пере­чис­ли­те всю дея­тель­ность, кото­рую вы выпол­ня­е­те в созна­нии Криш­ны в тече­ние дня. В какие момен­ты вы помни­те о Кришне?

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Гос­подь упол­но­мо­чи­ва­ет пре­дан­ных проповедовать.

Вер­хов­ный Гос­подь обла­да­ет раз­но­об­раз­ны­ми энер­ги­я­ми, кото­ры­ми Он наде­ля­ет Сво­их удач­ли­вых пре­дан­ных. У Гос­по­да есть осо­бая энер­гия, при помо­щи кото­рой Он рас­про­стра­ня­ет созна­ние Криш­ны. Об этом так­же гово­рит­ся в «Шри Чай­та­нья-чари­тамри­те» (Антья-лила, 7.11): криш­на-шак­ти вина нахе тара пра­вар­та­на — «не будучи упол­но­мо­чен­ным Самим Гос­по­дом Криш­ной, чело­век не может рас­про­стра­нять Его свя­тое имя». Пре­дан­но­го, кото­ро­го Гос­подь наде­лил этой силой, сле­ду­ет счи­тать очень удач­ли­вым. Дви­же­ние созна­ния Криш­ны рас­про­стра­ня­ет­ся, что­бы люди узна­ли о сво­ем истин­ном поло­же­нии, сво­их изна­чаль­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Криш­ной. Что­бы обре­сти спо­соб­ность к это­му, чело­век полу­ча­ет от Криш­ны осо­бую силу. Гос­подь вновь явил­ся как Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху, что­бы побу­дить людей при­нять созна­ние Криш­ны. Одно­го осо­бо­го пре­дан­но­го Гос­подь так­же упол­но­мо­чи­ва­ет рас­ска­зать людям об их изна­чаль­ном положении.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 19.114

 

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми |ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.

Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Запол­ни­те таб­ли­цу в жур­на­ле уче­та проповеди.

Дата Имя Пору­че­ние Достиг­ну­та ли цель: да/нет Допол­ни­тель­ные заметки

 

Пра­сад: 20 минут

Пла­ни­ро­ва­ние и орга­ни­за­цию пра­са­да вы так­же може­те пору­чить стар­шим пре­дан­ным. Пусть, перед тем, как окон­ча­тель­но утвер­дить меню и т.д., они посо­ве­ту­ют­ся с вами. Так они научат­ся сами орга­ни­зо­вы­вать эту часть про­грам­мы. Ина­че, когда у них будет своя груп­па, это может вызвать нема­лые труд­но­сти. И такое заме­ча­тель­ное слу­же­ние, как про­ве­де­ние про­грам­мы бхак­ти-врик­ша, пре­кра­тит­ся из-за одних толь­ко опа­се­ний, свя­зан­ных с орга­ни­за­ци­ей пра­са­да.

Если же у них будет опыт по орга­ни­за­ции этой части про­грам­мы, ничто не поме­ша­ет им с энту­зи­аз­мом взять­ся за соб­ствен­ную про­грам­му бхак­ти-врик­ша. Про­верь­те меню, оно долж­но быть про­стым, а блю­да — неслож­ны­ми в приготовлении.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут