Жизнь в вашей груп­пе бхак­ти-врик­ши долж­на бить клю­чом: ее участ­ни­ки посте­пен­но начи­на­ют встре­чать­ся боль­ше одно­го раза в неде­лю. Они долж­ны посе­щать обра­зо­ва­тель­ные, а неко­то­рые — и вос­крес­ные про­грам­мы ятры. Дай­те им воз­мож­ность поучаст­во­вать и послу­жить во вре­мя како­го-нибудь празд­ни­ка; это очень важ­но. Когда вы обхо­ди­те новых зна­ко­мых, пре­дан­ные долж­ны ходить с вами, хотя бы по одно­му за раз. Поми­мо это­го, их очень вооду­ше­вят пик­ни­ки и т.п., хотя бы раз в один-два меся­ца. Все эти фак­то­ры будут тво­рить чуде­са в плане раз­ви­тия у людей духов­но­го созна­ния. Это зало­жит осно­ву дли­тель­ных и глу­бо­ких духов­ных отношений.

В то же вре­мя, посколь­ку в бхак­ти-врик­ше преж­де все­го важ­на про­по­ведь, чле­ны груп­пы все­гда будут стре­мить­ся сами стать опыт­ны­ми про­по­вед­ни­ка­ми, что­бы раз­да­вать милость все боль­ше­му и боль­ше­му чис­лу людей. Без это­го жела­ния вза­и­мо­от­но­ше­ния могут стать лишь кам­нем пре­ткно­ве­ния на пути духов­но­го про­грес­са. В ком-то может раз­вить­ся стрем­ле­ние к обособ­лен­но­сти, чув­ство пре­вос­ход­ства по отно­ше­нию к тем, кто не вхо­дит в груп­пу и т.д.

 

Сат-сан­га:15 минут

Рас­ска­жи­те об инте­рес­ных и полез­ных момен­тах, най­ден­ных вами в кни­гах Шри­лы Праб­ху­па­ды за послед­нюю неде­лю. Попро­си­те чле­нов груп­пы начать изу­чать кни­ги Шри­лы Праб­ху­па­ды и рас­ска­зы­вать о про­чи­тан­ном. Тех, кто появил­ся в груп­пе недав­но или по каким-либо при­чи­нам еще не чита­ет кни­ги, вы може­те спро­сить: «Рас­ска­жи­те что-то, что вы узна­ли о себе в этом году».

 

Кир­тан: 15 минут

Если кто-то из вашей груп­пы уже чита­ет 16 кру­гов, може­те поощ­рить его, попро­сив вести кир­тан (разу­ме­ет­ся, если он обу­чен это­му, и вы уве­ре­ны в его спо­соб­но­стях). Это вооду­ше­вит осталь­ных, дав им надеж­ду на даль­ней­ший духов­ный про­гресс и чув­ство удо­вле­тво­ре­ния достиг­ну­тым. Так­же это помо­жет пре­дан­ным хоро­шо овла­деть искус­ством кир­та­на. Каж­дую неде­лю давай­те вести кир­тан раз­ным людям.

 

Джа­па: до 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Имя Хри­ста. Связь имён Криш­на и Христос

Шри­ла Праб­ху­па­да. Что озна­ча­ет сло­во «Хри­стос»?

Отец Эмма­ну­ил. «Хри­стос» — гре­че­ское сло­во, озна­ча­ю­щее «пома­зан­ник».

Шри­ла Праб­ху­па­да. «Хри­стос» — гре­че­ский вари­ант сло­ва «Криш­на».

Отец Эмма­ну­ил. Это очень интересно.

Шри­ла Праб­ху­па­да. Обра­ща­ясь к Кришне, инди­ец часто гово­рит «Кришта», «Кришта» — сан­скрит­ское сло­во, озна­ча­ю­щее «при­вле­ка­тель­ность». Таким обра­зом, когда мы обра­ща­ем­ся к Богу, назы­вая Его «Хри­стос», «Кришта» или «Криш­на», мы име­ем в виду одну и ту же все­при­вле­ка­ю­щую Вер­хов­ную Лич­ность Бога. Когда Иисус гово­рил: «Отче наш, сущий на небе­сах, да свя­тит­ся имя Твоё», — под име­нем Бога он под­ра­зу­ме­вал «Кришта» или «Криш­на». Вы согласны?

Отец Эмма­ну­ил. Я думаю, что Иисус как сын Бога явил нам Его истин­ное имя — Хри­стос. Мы можем назы­вать Бога «Отец», но если мы хотим обра­тить­ся к Нему, назы­вая Его истин­ным име­нем, то долж­ны гово­рить «Хри­стос».

Шри­ла Праб­ху­па­да. Да. «Хри­стос» — это вари­ант про­из­но­ше­ния име­ни «Кришта», а «Кри­шта» — это вари­ант про­из­но­ше­ния име­ни «Криш­на», име­ни Бога. Иисус гово­рил, что мы долж­ны про­слав­лять имя Бога, но вче­ра я услы­шал, как один тео­лог ска­зал, что у Бога нет име­ни, что Его мож­но назы­вать толь­ко Отцом. Сын может назы­вать отца отцом, но у отца есть своё имя. Так и «Бог» — обоб­щен­ное имя Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, соб­ствен­ное имя кото­ро­го — Криш­на. Поэто­му как бы вы ни назы­ва­ли Бога — «Хри­стос», «Кришта» или «Криш­на» — в кон­це кон­цов вы обра­ща­е­тесь к одной и той же Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога.

Отец Эмма­ну­ил. Да, если мы гово­рим об истин­ном име­ни Бога, то долж­ны ска­зать «Хри­стос». В нашей рели­гии есть Тро­и­ца: Отец, Сын и Свя­той Дух. Мы пола­га­ем, что узнать имя Бога мож­но толь­ко через откро­ве­ние сына Бога. И Иисус Хри­стос открыл нам имя Отца, поэто­му мы счи­та­ем имя «Хри­стос» име­нем Бога, полу­чен­ным от Него через откровение.

Шри­ла Праб­ху­па­да. Фак­ти­че­ски нет раз­ни­цы — Криш­на или Хри­стос, имя одно и то же. Глав­ное — сле­до­вать ука­за­нию свя­щен­ных писа­ний, реко­мен­ду­ю­щих в этот век вос­пе­вать имя
Бога.

«Нау­ка само­осо­зна­ния»

 

Так как боль­шин­ство пре­дан­ных регу­ляр­но посе­ща­ют собра­ния и обра­зо­ва­тель­ные кур­сы уже почти девять меся­цев, при­бли­жа­ет­ся срок, когда им пред­сто­ит при­нять обя­за­тель­ства уров­ня Шри­ла Праб­ху­па­да-ашрая. Выяс­ни­те, сколь­ко из них уже повто­ря­ют по 16 кру­гов, и вдох­но­ви­те осталь­ных сле­до­вать их примеру.

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии: 45 минут

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых пре­дан­ных. Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля». Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка». После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопро­сов. Ещё раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

(Про­дол­же­ние с про­шлой недели)

В «Ведан­та-сут­ре» (3.2.26) об этом ска­за­но сле­ду­ю­щее: пра­ка­шаш ча кар­манй абхй­а­сат — «Пре­дан­ное слу­же­ние столь могу­ще­ствен­но, что, про­сто зани­ма­ясь им, чело­век обре­та­ет духов­ное зна­ние». Нагляд­ным при­ме­ром тому может слу­жить преды­ду­щая жизнь Нара­ды, кото­рый родил­ся тогда сыном слу­жан­ки. Он не мог похва­стать­ся ни хоро­шим обра­зо­ва­ни­ем, ни знат­ным про­ис­хож­де­ни­ем. Но когда его мать при­слу­жи­ва­ла вели­ким пре­дан­ным, Нара­да помо­гал ей и ино­гда в ее отсут­ствие сам слу­жил пре­дан­ным Гос­по­да. Сам Нара­да так гово­рит об этом:

уччхишта-лепан ану­мо­ди­то двиджаих
сакрит сма бхун­дже тад-апаста-килбишах
эвам праврт­тасйа вишуддха-четасас
тад-дхар­ма эват­ма-ручих праджайате

В этом сти­хе «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (1.5.25) Нара­да рас­ска­зы­ва­ет о том, что с ним слу­чи­лось в про­шлой жиз­ни, сво­е­му уче­ни­ку Вья­са­де­ве. Он гово­рит, что в тече­ние четы­рех меся­цев, пока в их доме нахо­ди­лись чистые пре­дан­ные, он слу­жил им и тес­но общал­ся с ними. Уби­рая за ними посу­ду, он уви­дел там остат­ки их пищи и захо­тел попро­бо­вать их. Спро­сив у муд­ре­цов раз­ре­ше­ния, Нара­да съел то, что оста­лось после них, и таким обра­зом очи­стил­ся от всех послед­ствий про­шлых гре­хов. Доедая за муд­ре­ца­ми пищу, Нара­да стал столь же чист серд­цем, как они сами. Бес­пре­рыв­но слу­шая и пере­ска­зы­вая повест­во­ва­ния о Гос­по­де, эти вели­кие пре­дан­ные насла­жда­лись вку­сом пре­дан­но­го слу­же­ния, и такой же вкус со вре­ме­нем появил­ся у Нара­ды. Далее Нара­да говорит:

татран­ва­хам криш­на-катхах прагайатам
ану­гра­хе­наш­ри­на­вам манохарах
тах шрад­дхайа ме ‘нупа­дам вишринватах
прий­аш­ра­васй анга мамаб­ха­вад ручих

Обща­ясь с муд­ре­ца­ми, Нара­да при­стра­стил­ся слу­шать и пере­ска­зы­вать повест­во­ва­ния о вели­чии Гос­по­да, и у него появи­лось огром­ное жела­ние зани­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем. Поэто­му в «Ведан­та-сут­ре» ска­за­но: пра­ка­шаш ча кар­манй абхй­а­сат — к тому, кто пре­дан­но слу­жит Гос­по­ду, зна­ние при­хо­дит само собой, и он обре­та­ет спо­соб­ность постичь исти­ну. Таков смысл сло­ва пратй­ак­ша («непо­сред­ствен­ное восприятие»).

Дхар­мй­ам зна­чит «путь рели­гии». Нара­да был сыном про­стой слу­жан­ки. У него не было воз­мож­но­сти ходить в шко­лу. Он про­сто помо­гал мате­ри, кото­рой посчаст­ли­ви­лось слу­жить пре­дан­ным Гос­по­да. Таким обра­зом маль­чик Нара­да тоже полу­чил воз­мож­ность слу­жить им, и обще­ние с ними дало ему воз­мож­ность достичь выс­шей цели рели­ги­оз­ной прак­ти­ки. Выс­шей целью рели­ги­оз­ной прак­ти­ки, как ска­за­но в «Шри­мад-Бха­га­ва­там», явля­ет­ся пре­дан­ное слу­же­ние (са ваи пум­сам паро дхар­мо йато бхак­тир адх­ок­ша­д­же). Обыч­ные веру­ю­щие люди, как пра­ви­ло, не зна­ют, что выс­шей целью рели­гии явля­ет­ся пре­дан­ное слу­же­ние. Как мы уже гово­ри­ли в ком­мен­та­рии к послед­не­му сти­ху вось­мой гла­вы (веде­шу йадж­не­шу тапах­су чаи­ва), что­бы постичь свою духов­ную при­ро­ду, необ­хо­ди­мо знать Веды. Одна­ко в дан­ном слу­чае мы видим, что Нара­да, кото­рый нико­гда не учил­ся в шко­ле духов­но­го учи­те­ля и не изу­чал зако­нов Вед, тем не менее достиг выс­шей цели всех, кто изу­ча­ет Веды. Пре­дан­ное слу­же­ние обла­да­ет такой силой, что, даже не выпол­няя всех рели­ги­оз­ных обря­дов, чело­век может достичь выс­шей сте­пе­ни совер­шен­ства. Как это может быть? Это поло­же­ние под­твер­жда­ют Веды: ачарй­а­ван пуру­шо веда. Обща­ясь с вели­ки­ми ача­рья­ми, чело­век, даже если он не обра­зо­ван и нико­гда не изу­чал Вед, может обре­сти зна­ние, необ­хо­ди­мое для того, что­бы постичь истину.

Пре­дан­ное слу­же­ние при­но­сит чело­ве­ку радость (сук­хам). Поче­му? Пре­дан­ное слу­же­ние состо­ит из шра­ва­нам кир­та­нам виш­нох, ина­че гово­ря, доста­точ­но про­сто слу­шать рас­ска­зы, про­слав­ля­ю­щие Гос­по­да, или фило­соф­ские бесе­ды истин­ных ача­рьев, в кото­рых обсуж­да­ет­ся духов­ное зна­ние. Про­сто при­сут­ствуя при таких бесе­дах, чело­век обре­та­ет зна­ние; он может так­же вку­шать остат­ки изыс­кан­ных блюд, пред­ло­жен­ных Гос­по­ду. Всё в пре­дан­ном слу­же­нии при­но­сит радость. И зани­мать­ся им может даже тот, кто живет в край­ней нуж­де. Гос­подь гово­рит: патрам пушпам пха­лам той­ам. Он готов при­нять от пре­дан­но­го любое под­но­ше­ние. Любой чело­век, неза­ви­си­мо от его поло­же­ния в обще­стве, может пред­ло­жить Гос­по­ду хотя бы листок, цве­ток, немно­го фрук­тов или воды, что доступ­но в любой части мира, и Гос­подь при­мет это под­но­ше­ние, если оно будет сде­ла­но с любо­вью. Исто­рия зна­ет нема­ло подоб­ных слу­ча­ев. Про­сто вдох­нув аро­мат листьев Тула­си, под­не­сен­ных лотос­ным сто­пам Гос­по­да, такие вели­кие муд­ре­цы, как Санат-кумар и его бра­тья, ста­ли вели­ки­ми пре­дан­ны­ми. Сле­до­ва­тель­но, пре­дан­ное слу­же­ние несет чело­ве­ку радость. Бог при­ни­ма­ет толь­ко любовь, с кото­рой мы пред­ла­га­ем Ему свои подношения.

Здесь ска­за­но, что пре­дан­ное слу­же­ние суще­ству­ет веч­но. Это пря­мо про­ти­во­ре­чит фило­со­фии май­а­ва­ды. Ино­гда май­а­ва­ди зани­ма­ют­ся так назы­ва­е­мым пре­дан­ным слу­же­ни­ем, но при этом счи­та­ют, что пре­дан­ное слу­же­ние необ­хо­ди­мо до тех пор, пока они не полу­чи­ли осво­бож­де­ние, посколь­ку в кон­це кон­цов, осво­бо­див­шись из мате­ри­аль­но­го пле­на, они сами «ста­нут Богом». Такое вре­мен­ное, обу­слов­лен­ное сро­ка­ми пре­дан­ное слу­же­ние нель­зя назвать чистым. Насто­я­щее пре­дан­ное слу­же­ние про­дол­жа­ет­ся и после осво­бож­де­ния. Вер­нув­шись в духов­ный мир, в цар­ство Бога, пре­дан­ный и там слу­жит Вер­хов­но­му Гос­по­ду, а не пыта­ет­ся стать Им.

Из после­ду­ю­щих глав ста­нет ясно, что насто­я­щее пре­дан­ное слу­же­ние начи­на­ет­ся толь­ко после того, как живое суще­ство осво­бо­дит­ся из мате­ри­аль­но­го пле­на. Когда, полу­чив осво­бож­де­ние, живое суще­ство под­ни­ма­ет­ся на уро­вень Брах­ма­на (брах­ма-бху­та), оно начи­на­ет зани­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем (самах сарве­шу бху­те­шу мад-бхак­тим лаб­ха­те парам). Вер­хов­ную Лич­ность Бога нель­зя постичь, про­сто зани­ма­ясь кар­ма-йогой, гья­на-йогой, аштан­га-йогой или любым дру­гим видом йоги. Все эти виды йоги спо­соб­ны помочь чело­ве­ку при­бли­зить­ся к уров­ню бхак­ти-йоги, но постичь Лич­ность Бога мож­но толь­ко в про­цес­се пре­дан­но­го служения.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там» так­же под­твер­жда­ет, что чело­век пости­га­ет нау­ку о Кришне, нау­ку о Боге, когда созна­ние Его очи­ща­ет­ся в про­цес­се пре­дан­но­го слу­же­ния, осо­бен­но если он слу­ша­ет «Шри­мад-Бха­га­ва­там» или «Бха­га­вад-гиту» от осо­знав­ших себя душ. Эвам пра­сан­на-мана­со бха­га­вад-бхак­ти-йога­тах. Когда серд­це чело­ве­ка очи­ща­ет­ся от сквер­ны, он обре­та­ет спо­соб­ность понять, кто такой Бог. Таким обра­зом, путь пре­дан­но­го слу­же­ния, созна­ния Криш­ны, — это вер­ши­на всех мето­дов позна­ния и царь сокро­вен­но­го зна­ния. Это самая чистая фор­ма рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти, зани­мать­ся кото­рой лег­ко и радост­но. Поэто­му пре­дан­ное слу­же­ние реко­мен­ду­ют каждому.

«Бха­га­вад-гита», 9.2

 

Выде­ле­ние

Каков наи­бо­лее могу­ще­ствен­ный спо­соб достичь просветления?

Осмыс­ле­ние

  1. На при­ме­ре Нара­ды объ­яс­ни­те, как достичь духов­но­го просветления.
  2. В чем заклю­ча­ет­ся радость пре­дан­но­го служения?
  3. Поче­му пре­дан­ное слу­же­ние Гос­по­ду назы­ва­ют вечным?
  4. Поче­му пре­дан­ное слу­же­ние настоль­ко чисто?

При­ме­не­ние

Каким видом пре­дан­но­го слу­же­ния вам нра­вит­ся зани­мать­ся боль­ше все­го? Чув­ству­е­те ли вы труд­но­сти в выпол­не­нии како­го-то вида пре­дан­но­го служения?

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Сек­рет успе­ха рас­про­стра­не­ния созна­ния Криш­ны — вера в сло­ва гуру и Кришны

Веря в сло­ва сво­е­го гуру, Он [Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху] поло­жил нача­ло дви­же­нию сан­кир­та­ны, и точ­но так же в наше вре­мя я с верой в сло­ва мое­го духов­но­го учи­те­ля осно­вал Дви­же­ние созна­ния Криш­ны. Он хотел, что­бы я про­по­ве­до­вал, и я пове­рил в его ука­за­ние; я попы­тал­ся испол­нить его, и теперь это Дви­же­ние успеш­но раз­ви­ва­ет­ся во всем мире.

Вера в сло­ва духов­но­го учи­те­ля и Вер­хов­ную Лич­ность Бога явля­ет­ся зало­гом успе­ха, и в этом весь сек­рет. Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху нико­гда не нару­шал ука­за­ний Сво­е­го духов­но­го учи­те­ля и не пре­кра­щал про­по­ве­до­вать сан­кир­та­ну. Когда Шри Бхак­ти­сид­дхан­та Сара­сва­ти Госва­ми поки­дал этот мир, он нака­зал сво­им уче­ни­кам вме­сте про­по­ве­до­вать уче­ние Чай­та­ньи Маха­праб­ху по все­му миру. Одна­ко поз­же неко­то­рые корыст­ные, неда­ле­кие уче­ни­ки ослу­ша­лись его. Каж­дый из них хотел воз­глав­лять соб­ствен­ную орга­ни­за­цию, и они ста­ли судить­ся меж­ду собой, забыв об ука­за­нии духов­но­го учи­те­ля. Так вся мис­сия рас­па­лась. Я не гор­жусь сво­и­ми дости­же­ни­я­ми, одна­ко, нуж­но рас­крыть исти­ну. Свя­то веря в сло­ва наше­го духов­но­го учи­те­ля, я сми­рен­но при­ла­гал уси­лия и чув­ство­вал себя совер­шен­но бес­по­мощ­ным, но бла­го­да­ря духов­ной силе, зало­жен­ной в ука­за­ни­ях духов­но­го учи­те­ля, это Дви­же­ние доби­лось успеха.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 7.95–96, комм.

 

Вме­сте с одним из стар­ших про­по­вед­ни­ков рас­ска­жи­те о вашем визи­те по ново­му адре­су. Спро­си­те его/ее о впе­чат­ле­ни­ях от встре­чи и чему эта встре­ча научи­ла. Вы може­те попро­сить сопро­вож­дать вас на буду­щей неде­ле еще кого-то из стар­ших про­по­вед­ни­ков. Если каж­дый стар­ший про­по­вед­ник несколь­ко раз схо­дит с вами в гости, он научит­ся общать­ся с людь­ми и узна­ет, как рас­по­ло­жить их к себе. Тогда он смо­жет нано­сить визи­ты само­сто­я­тель­но и будет брать с собой млад­ших про­по­вед­ни­ков, что­бы обу­чать их. Во вре­мя обсуж­де­ния про­по­ве­ди эти визи­ты сле­ду­ет пред­ва­ри­тель­но раз­би­рать во всех подробностях.

Тут же попро­си­те млад­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся об уста­нов­лен­ных на про­шед­шей неде­ле кон­так­тах. Пусть рас­ска­жут, чего им уда­лось достичь (при­гла­си­ли на про­грам­му, рас­про­стра­ни­ли кни­гу или про­сто рас­ска­за­ли кому-то о созна­нии Криш­ны и т.п.) Дай­те им зада­ние на сле­ду­ю­щую неде­лю. Если на про­по­ведь они будут брать с собой пра­сад, их уси­лия ста­нут более эффективны.

Запи­ши­те в жур­нал дан­ные о про­по­ве­ди каж­до­го из участ­ни­ков. Это помо­жет вам луч­ше рас­пла­ни­ро­вать визи­ты, учесть всех, кого нуж­но посе­тить, а так­же опре­де­лить, кого из пре­дан­ных брать с собой для обучения.

 

Пра­сад: 20 минут

Все­гда сооб­щай­те име­на пре­дан­ных, сде­лав­ших пожерт­во­ва­ние на пра­сад, осо­бен­но по каким-то осо­бым слу­ча­ям. Вдох­но­ви­те пре­дан­ных гото­вить дома какие-то про­стые сла­до­сти и раз­да­вать их дру­зьям или зна­ко­мым. Это будет для них хоро­шим слу­же­ни­ем и даст им воз­мож­ность еще боль­ше понять и оце­нить сла­ву пра­са­да. Рас­ска­жи­те об осо­бом воз­дей­ствии пра­са­да на людей. Може­те исполь­зо­вать лич­ные впе­чат­ле­ния, опыт дру­гих пре­дан­ных, а так­же све­де­ния из книг Шри­лы Праб­ху­па­ды или вайш­нав­ских журналов.