При под­го­тов­ке к оче­ред­ной встре­че участ­ни­ков груп­пы вклю­чи­те при­ят­ную музы­ку в созна­нии Криш­ны. Жела­тель­но зара­нее при­гла­сить каж­до­го участ­ни­ка про­шлой встре­чи на про­грам­му этой недели.

Так как у вас уже есть пред­став­ле­ние о каж­дом участ­ни­ке, мож­но преду­смот­реть наи­бо­лее удоб­ное для каж­до­го место (при необ­хо­ди­мо­сти при­го­товь­те сту­лья для пожи­лых участ­ни­ков). Инди­ви­ду­аль­ное отно­ше­ние будет при­ят­но каж­до­му участ­ни­ку про­грам­мы, и все с нетер­пе­ни­ем будут ждать сле­ду­ю­щей воз­мож­но­сти прий­ти в дом, где им все­гда рады.

Хоро­шо, если вы запом­ни­те име­на участ­ни­ков и буде­те при­вет­ство­вать каж­до­го вошед­ше­го по име­ни, пред­ла­гая ему место для сиде­ния. Мож­но начать нефор­маль­ную бесе­ду, спро­сив, как про­шла неде­ля, обсу­дить пого­ду, послед­ние собы­тия в обще­стве и т.д. Не допус­кай­те, что­бы кто-нибудь сидел в оди­но­че­стве и ждал, пока собе­рут­ся осталь­ные. Чело­век может почув­ство­вать себя неуют­но. Если вы слиш­ком заня­ты под­го­тов­кой к про­грам­ме, мож­но вклю­чить для гостей какой-нибудь вайш­нав­ский фильм или дать кни­ги и дру­гие печат­ные изда­ния (напри­мер, жур­нал «Гау­ран­га», газе­ту «Золо­той век» и т.д.).

 

Сат-сан­га: 15 минут

Пред­ло­жи­те участ­ни­кам груп­пы тему, по кото­рой каж­дый из них дол­жен гово­рить при­мер­но одну мину­ту. Объ­яс­ни­те, что это упраж­не­ние поз­во­лит им почув­ство­вать себя сво­бод­ней и бли­же узнать друг друга.

Воз­мож­ный вари­ант вопро­са: «Что вы дела­е­те или куда иде­те, когда со всех сто­рон нава­ли­ва­ют­ся про­бле­мы?» или «Как вы пред­став­ля­е­те свой иде­аль­ный отпуск (кани­ку­лы)?»

Обра­ща­ясь к пер­во­му участ­ни­ку сле­ва, под­бод­ри­те его/ее взгля­дом и улыб­кой, что­бы при­дать ему/ей сме­ло­сти. Може­те сами выска­зать­ся в тече­ние 1 мину­ты перед тем, как пере­дать сло­во участ­ни­кам. Как мож­но вни­ма­тель­ней выслу­ши­вай­те каж­до­го участ­ни­ка, вдох­нов­ляя их гово­рить. Это при­даст им уве­рен­но­сти для откры­тых, искрен­них выска­зы­ва­ний, что очень важ­но для их актив­но­го уча­стия в даль­ней­шем обсуждении.

 

Кир­тан: 15 минут

Раз­дай­те всем новым гостям листоч­ки с пра­на­ма-ман­тра­ми и мантрой Харе Криш­на, а так­же с про­слав­ле­ни­я­ми, кото­рые мы обыч­но поем в конце.

Нач­ни­те спо­кой­ный кир­тан на про­стую мело­дию (луч­ше все­го мело­дию Шри­лы Праб­ху­па­ды), что­бы все мог­ли участ­во­вать без труда.

Во вре­мя кир­та­на все чле­ны груп­пы могут пред­ла­гать Боже­ствам или Их изоб­ра­же­нию благовония.

 

Джа­па: до 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

В наш век жизнь людей корот­ка, и им труд­но дает­ся пони­ма­ние духов­но­сти. В дей­стви­тель­но­сти чело­ве­че­ская жизнь пред­на­зна­че­на для позна­ния духов­ных цен­но­стей, но так как в эту эпо­ху все рож­да­ют­ся шуд­ра­ми, то ни у кого нет к тако­му про­цес­су инте­ре­са. Люди забы­ли истин­ную цель жизни.

Сло­во ман­да озна­ча­ет «глу­пый» или «пло­хой», и каж­дый в наш век либо глу­пый, либо пло­хой, или и то и дру­гое сра­зу. Люди неудач­ли­вы и обес­по­ко­е­ны очень мно­ги­ми фак­то­ра­ми. Как гово­рит­ся в «Шри­мад-Бха­га­ва­там», со вре­ме­нем дожди пере­ста­нут выпа­дать, резуль­та­том чего будет нехват­ка пищи. Пра­ви­тель­ство будет взи­мать высо­кие нало­ги. При­зна­ки дан­но­го века, пред­ска­зан­ные в «Шри­мад-Бха­га­ва­там», в какой-то сте­пе­ни про­яв­ля­ют­ся уже сейчас.

Так как Кали-юга — очень небла­го­при­ят­ный век, Чай­та­нья Маха­праб­ху, кото­рый явля­ет­ся Самим Криш­ной, реко­мен­ду­ет всем про­сто вос­пе­вать Харе Кришна:

харер нама харер нама харер нама­и­ва кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир аньятха

«В этот век Кали для духов­но­го про­дви­же­ния нет ино­го пути, нет ино­го пути, нет ино­го пути, чем вос­пе­ва­ние свя­то­го име­ни, вос­пе­ва­ние свя­то­го име­ни, вос­пе­ва­ние свя­то­го име­ни» («Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила 17.21, цита­та из «Бри­хан-нара­дия-пура­ны»).

Этот про­цесс не выду­ман Чай­та­ньей Маха­праб­ху, тако­во настав­ле­ние шастр, Пуран. Про­цесс в Кали-югу очень прост — нуж­но про­сто вос­пе­вать маха-ман­тру Харе Криш­на.

«Уче­ние Гос­по­да Капи­лы, сына Девах­у­ти»

 

Если слу­ша­те­лям труд­но понять про­чи­тан­ное, вы може­те разъ­яс­нить все, что необ­хо­ди­мо. Мож­но так­же в несколь­ких сло­вах пояс­нить суть отрыв­ка, что­бы всем ста­ла ясна основ­ная мысль. Спро­си­те, хоте­ли бы участ­ни­ки груп­пы попро­бо­вать сов­мест­ную прак­ти­ку вос­пе­ва­ния свя­то­го име­ни. Если у них есть энту­зи­азм и готов­ность, раз­дай­те всем чет­ки для джа­пы и объ­яс­ни­те, как дер­жать их во вре­мя повто­ре­ния. Про­чи­тай­те один или даже пол­кру­га джа­пы вме­сте. Взгля­дом и улыб­кой вооду­шев­ляй­те чле­нов груп­пы повто­рять с энту­зи­аз­мом. Если хоти­те, мож­но оста­но­вить­ся на поло­вине круга.

Если боль­шин­ство при­сут­ству­ю­щих про­яв­ля­ет неже­ла­ние или сомне­ние по пово­ду вос­пе­ва­ния, то мож­но отло­жить сов­мест­ное повто­ре­ние на несколь­ко недель. Что­бы при­ни­мать реше­ние о том, насколь­ко чле­ны вашей груп­пы гото­вы к чему-либо, необ­хо­ди­мо вза­и­мо­дей­ство­вать со все­ми и чув­ство­вать настро­е­ние каж­до­го. Все люди раз­ные, и что­бы вдох­но­вить кого-то при­нять созна­ние Криш­ны, нужен инди­ви­ду­аль­ный подход.

 

Обсуж­де­ние — 45 минут

Про­чи­тай­те вслух отры­вок и задай­те вопро­сы (не давая объ­яс­не­ний). Поз­воль­те при­сут­ству­ю­щим самим най­ти отве­ты в тек­сте отрыв­ка. Поста­рай­тесь, что­бы каж­дый участ­во­вал в обсуж­де­нии. Мож­но попро­сить двух-трех участ­ни­ков допол­нять ответ. Обра­щай­тесь к раз­ным чле­нам груп­пы по оче­ре­ди, давая им доста­точ­но вре­ме­ни на раз­мыш­ле­ние. Вы може­те зада­вать наво­дя­щие вопро­сы отве­ча­ю­щим, что­бы те глуб­же и яснее поня­ли пред­мет обсуж­де­ния и дали пра­виль­ные ответы.

На прак­ти­че­ские вопро­сы (из раз­де­ла При­ме­не­ние) луч­ше попро­сить отве­тить каж­до­го. Это поз­во­лит вам полу­чить более точ­ную кар­ти­ну пони­ма­ния фило­со­фии каж­дым участ­ни­ком, а так­же опре­де­лить сте­пень их серьез­но­сти в духов­ной жиз­ни и обна­ру­жить воз­мож­ные прак­ти­че­ские про­бле­мы и пре­пят­ствия, с кото­ры­ми они стал­ки­ва­ют­ся. В тече­ние пер­вых недель неко­то­рые из чле­нов груп­пы могут быть не слиш­ком откро­вен­ны, осо­бен­но во вре­мя прак­ти­че­ской части, т.к. эта часть име­ет более лич­ност­ный харак­тер. Поэто­му нуж­но вдох­нов­лять их гово­рить и поощ­рять их отве­ты, но не «давить». По про­ше­ствии несколь­ких недель у них появит­ся энту­зи­азм к более актив­но­му участию.

При­ме­не­ние — самая важ­ная часть обсуж­де­ния, и ей нуж­но уде­лить доста­точ­но вре­ме­ни, по мень­шей мере, 15–20 минут.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой.

 

Текст для обсуждения

Двое детей рож­да­ют­ся в один и тот же день, в одно и то же вре­мя. Роди­те­ли пер­во­го ребен­ка бога­ты, обра­зо­ван­ны и они в тече­ние несколь­ких лет с нетер­пе­ни­ем жда­ли появ­ле­ния пер­вен­ца. Их ребе­нок, маль­чик, смыш­лен, здо­ров и кра­сив, и его ждет бле­стя­щее буду­щее. Несо­мнен­но, судь­ба бла­го­склон­на к нему.

Вто­рой ребе­нок появ­ля­ет­ся на свет совсем в дру­гом мире. Его мать бро­си­ли во вре­мя бере­мен­но­сти. И в бед­но­сти, в кото­рой она ока­за­лась, она не чув­ству­ет энту­зи­аз­ма вырас­тить свое боль­ное дитя. Жиз­нен­ный путь полон труд­но­стей и испы­та­ний, кото­рые будет нелег­ко преодолеть.

Мир полон подоб­ных про­ти­во­ре­чий; вопи­ю­щая неспра­вед­ли­вость неред­ко вызы­ва­ет вопро­сы: «Как судь­ба может быть так жесто­ка? Чем Джордж и Мэри заслу­жи­ли сле­по­го ребен­ка? Они хоро­шие люди! Бог так несправедлив!»

Но зако­ны реин­кар­на­ции поз­во­ля­ют взгля­нуть на жизнь шире, т.е. с точ­ки зре­ния веч­но­сти. С этой пер­спек­ти­вы одна корот­кая жизнь — это не нача­ло наше­го суще­ство­ва­ния, а все­го лишь миг. И так мож­но понять, что, каза­лось бы, бла­го­че­сти­вый чело­век на самом деле стра­да­ет от реак­ций небла­го­че­сти­вых поступ­ков, совер­шен­ных им в этой жиз­ни или в прошлой.

Такое широ­кое виде­ние все­лен­ской спра­вед­ли­во­сти поз­во­ля­ет уви­деть, как каж­дая душа сама несет ответ­ствен­ность за свою кар­му.

Наши поступ­ки подоб­ны семе­нам. Сна­ча­ла мы их совер­ша­ем, или сажа­ем семе­на, а со вре­ме­нем они при­но­сят пло­ды, т.е. реакции.

Подоб­ные реак­ции могут при­но­сить удо­воль­ствия или стра­да­ния живо­му суще­ству, кото­рое может в свою оче­редь либо улуч­шать харак­тер, либо все боль­ше упо­доб­лять­ся животным.

Пре­ступ­ник попа­да­ет в тюрь­му в резуль­та­те созна­тель­но­го нару­ше­ния зако­на, но дру­гой чело­век может быть в соста­ве Вер­хов­но­го суда бла­го­да­ря сво­е­му пре­вос­ход­но­му испол­не­нию обязанностей.

Это осо­бое бла­го­сло­ве­ние чело­ве­че­ской жиз­ни — даже если кому-либо суж­де­но жесто­ко стра­дать вслед­ствие небла­го­че­сти­вых поступ­ков этой или про­шлой жиз­ни, он может изме­нить свою кар­му, всту­пив на путь созна­ния Криш­ны. Душа в чело­ве­че­ском теле нахо­дит­ся в сере­дине эво­лю­ци­он­но­го пути. С это­го уров­ня живое суще­ство может выбрать дегра­да­цию или осво­бож­де­ние от реинкарнации.

Если в тече­ние жиз­ни живое суще­ство про­дви­га­ет­ся до опре­де­лен­но­го уров­ня в духов­ном про­грес­се, то в сле­ду­ю­щей жиз­ни ему дает­ся шанс про­дол­жить с того же уров­ня. Гос­подь гово­рит сво­е­му уче­ни­ку Арджуне в «Бха­га­вад-гите»: «На этом пути (созна­ния Криш­ны) нет ни потерь, ни пора­же­ний, и даже незна­чи­тель­ное про­дви­же­ние по это­му пути может защи­тить от вели­кой опас­но­сти (воз­вра­ще­ния в сле­ду­ю­щей жиз­ни в фор­ме, ниже чело­ве­че­ской)». Таким обра­зом, душа может раз­ви­вать свои веч­ные духов­ные каче­ства в тече­ние мно­гих жиз­ней до того момен­та, когда ей не нуж­но будет уже боль­ше рож­дать­ся в мате­ри­аль­ном теле, когда она вер­нет­ся обрат­но в свой изна­чаль­ный дом в духов­ном мире.

«Воз­вра­ще­ние. Нау­ка реин­кар­на­ции»

 

Выде­ле­ние

При­ве­ди­те при­ме­ры раз­ли­чий, нера­вен­ства, кото­рые мы можем наблю­дать в насла­жде­ни­ях и стра­да­ни­ях людей.

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му даже бла­го­че­сти­вые люди ино­гда страдают?
  2. Объ­яс­ни­те, поче­му каж­дый чело­век несет ответ­ствен­ность за свою кар­му.
  3. Как мы можем пре­одо­леть свои стра­да­ния и плохую кар­му?
  4. Какие пре­иму­ще­ства дает путь созна­ния Кришны?

При­ме­не­ние

  1. Вери­ли ли вы ранее в реин­кар­на­цию? Почему?
  2. Хоте­ли бы вы поме­нять свою кар­му? Дума­е­те ли вы, что созна­ние Криш­ны помо­жет вам в этом? Поче­му вы так считаете?

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Про­по­ведь созна­ния Криш­ны — про­яв­ле­ние под­лин­но­го мило­сер­дия к живым существам.

«Если живое суще­ство раз­ви­ло созна­ние Криш­ны и мило­сти­во к окру­жа­ю­щим и если оно достиг­ло совер­шен­ства в транс­цен­дент­ной нау­ке само­осо­зна­ния, такое живое суще­ство, несо­мнен­но, полу­ча­ет осво­бож­де­ние из мате­ри­аль­но­го существования».

В дан­ном сти­хе сло­во дайа джи­ве­шу, озна­ча­ю­щее милость к дру­гим живым суще­ствам, ука­зы­ва­ет на то, что живое суще­ство долж­но быть мило­сти­вым к дру­гим, если оно хочет про­грес­си­ро­вать в само­осо­зна­нии. Это озна­ча­ет, что живые суще­ства долж­ны рас­про­стра­нять это зна­ние после дости­же­ния совер­шен­ства и пони­ма­ния сво­е­го поло­же­ния в каче­стве веч­но­го слу­ги Криш­ны. Такая про­по­ведь озна­ча­ет про­яв­ле­ние под­лин­ной мило­сти к живым суще­ствам. Дру­гие виды гума­ни­тар­ной дея­тель­но­сти могут при­но­сить вре­мен­ную поль­зу живым суще­ствам, но посколь­ку живое суще­ство явля­ет­ся духов­ной душой, то, в конеч­ном сче­те, про­явить под­лин­ную милость к нему мож­но, лишь открыв ему зна­ние о его духов­ной природе.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.29.1

 

Корот­ко, в тече­ние 2‑х минут под­ве­ди­те итог отрыв­ку, что­бы все запом­ни­ли глав­ную мысль.

В тече­ние после­ду­ю­щих недель обсуж­де­ние про­по­ве­ди ста­нет более подроб­ным и будет зани­мать все 15 минут, а сего­дня мож­но пока­зать фильм про­из­вод­ства ИСККОН, напри­мер, «Мир Харе Криш­на» или любой дру­гой, кото­рый нагляд­но пока­зы­ва­ет, что дела­ет ИСККОН для рас­про­стра­не­ния созна­ния Кришны.

Если нет воз­мож­но­сти пока­зать фильм, про­сто рас­ска­жи­те о дея­тель­но­сти ИСККОН по все­му миру.

 

Пра­сад: 20 минут

Раз­дай­те про­стой, но вкус­ный пра­сад, а пока все едят, теп­ло и дру­же­люб­но побе­се­дуй­те с гостями.

 

Отчет: 5 мин

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те сле­ду­ю­щую таблицу.

Имя Неде­ля 1 Неде­ля 2 Неде­ля 3 Неде­ля 4 Неде­ля 5 При­ме­ча­ния
П У П У П У П У П У

Отчет о про­де­лан­ной работе

Неде­ля 1 Неде­ля 2 Неде­ля 3 Неде­ля 4 Неде­ля 5 все­го
1 Отправ­лен­ных писем
2 Теле­фон­ных звонков
3 Визи­тов
4 Совер­шав­ших служение
5 Жерт­во­ва­те­лей

Сокра­ще­ния: П — при­сут­ствие, У — уро­вень Шикша.