Про­по­ведь созна­ния Криш­ны — это долг каж­до­го пре­дан­но­го, а не толь­ко тех, кто живет в хра­ме. Имен­но таким был изна­чаль­ный замы­сел Шри­лы Праб­ху­па­ды. В обра­ще­нии, опуб­ли­ко­ван­ном 7 июля 1953 года в «A. B. Patrika» в Алла­ха­ба­де под заго­лов­ком «Индий­ские мис­си­о­не­ры», Шри­ла Праб­ху­па­да писал: «Это настоль­ко важ­ное дело, что его осу­ществ­ле­ние не может быть при­о­ри­те­том исклю­чи­тель­но сад­ху и сан­нья­си, в нем долж­ны при­нять уча­стие все разум­ные люди».

В 1953 году, нахо­дясь в Джхан­си, Уттар Пра­деш, Шри­ла Праб­ху­па­да осно­вал «Лигу пре­дан­ных». Праб­ху­па­да был един­ствен­ным «хра­мо­вым пре­дан­ным» в сво­ем дви­же­нии, и, тем не менее, он вдох­нов­лял всех чле­нов сво­е­го обще­ства на про­по­ведь созна­ния Криш­ны. Ниже мы при­во­дим выдерж­ки из пись­ма, кото­рое Шри­ла Праб­ху­па­да высы­лал жела­ю­щим при­со­еди­нить­ся к обще­ству: «Доро­гой брат! Я бла­го­да­рен вам за ваш запрос и рад, что вы хоти­те стать чле­ном Лиги пре­дан­ных и изу­чать тео­рию и прак­ти­ку теиз­ма — выс­ше­го спиритуализма.

Озна­ко­мив­шись с при­ве­ден­ной ниже инфор­ма­ци­ей, вы може­те опре­де­лить­ся и выбрать под­хо­дя­щую для вас кате­го­рию посто­ян­но­го чле­на это­го заме­ча­тель­но­го обще­ства. Пере­чень член­ских взно­сов явля­ет­ся выдерж­кой из офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван­но­го уста­ва Лиги.

Пра­ви­ло 4. Чле­ны будут при­над­ле­жать к трем кате­го­ри­ям в зави­си­мо­сти от раз­ме­ра выпла­чи­ва­е­мых ими член­ских взно­сов, а имен­но — к кате­го­ри­ям А, В и C.
A. Более 500 рупий в месяц — кате­го­рия «А»;
B. 50 и более рупий в месяц — кате­го­рия «В»;
C. 10 и более рупий в месяц — кате­го­рия «С».

Если вы сочте­те для себя невоз­мож­ным еже­ме­сяч­но выпла­чи­вать какую-либо из выше­при­ве­ден­ных сумм, тогда вы впра­ве подать запрос на сво­бод­ное член­ство или воз­мож­ность уста­но­вить мень­шую сум­му еже­ме­сяч­ных взно­сов. Запро­сы рас­смат­ри­ва­ют­ся испол­ни­тель­ным коми­те­том». Инте­рес­но отме­тить, что чле­ны Лиги, при­ни­ма­ю­щие уча­стие в про­по­ве­ди, полу­ча­ли суще­ствен­ную скид­ку, а точ­нее, почти осво­бож­да­лись от упла­ты член­ских взносов:

«Но если вы ста­но­ви­тесь чле­ном-про­по­вед­ни­ком, вам доста­точ­но вне­сти разо­вый член­ский взнос в раз­ме­ре 10 рупий, после чего вам как про­по­ве­ду­ю­ще­му чле­ну, выпол­ня­ю­ще­му опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти, свя­зан­ные с ее про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­стью, при­суж­да­ет­ся сте­пень «Бхак­ти-шастри» и выда­ет­ся соот­вет­ству­ю­щий диплом». Из этих отрыв­ков мы видим, что те, кто не мог­ли жерт­во­вать для Лиги сво­им вре­ме­нем, име­ли воз­мож­ность ока­зы­вать ей финан­со­вую поддержку.

Шри­ла Праб­ху­па­да пред­ло­жил под­хо­дя­щую обу­ча­ю­щую про­грам­му как для пер­вых, так и для вто­рых, но боль­шее вни­ма­ние уде­лял про­по­вед­ни­кам. Мы так­же видим, что сте­пень «Бхак­ти-шастри» пред­на­зна­ча­лась и для при­хо­жан. Далее в сво­ем пись­ме Шри­ла Праб­ху­па­да после­до­ва­тель­но объ­яс­ня­ет, как чле­ны Лиги долж­ны про­по­ве­до­вать: «Про­по­вед­ни­че­ская дея­тель­ность осу­ществ­ля­ет­ся сле­ду­ю­щим образом:

1. При полу­че­нии дипло­ма «Бхак­ти- шастри» вы ста­но­ви­тесь авто­ри­тет­ным про­по­вед­ни­ком обще­ства, и для это­го вам тре­бу­ет­ся регу­ляр­но читать «Бха­га­вад-гиту».

2. Если в ходе изу­че­ния «Бха­га­вад-гиты» у вас воз­ни­ка­ют вопро­сы, вы може­те обра­тить­ся к нам, и полу­чить ясные и исчер­пы­ва­ю­щие ответы.

3. Отве­ты на неко­то­рые вопро­сы обще­го харак­те­ра уже изло­же­ны в раз­лич­ных бро­шю­рах, и одну из них мы высы­ла­ем вам в каче­стве примера.

4. Рас­смот­ре­ние подоб­ных вопро­сов и отве­тов ста­нет сутью вашей про­по­ве­ди, и таким обра­зом как вы, так и ваша ауди­то­рия буде­те полу­чать духов­ное благо.

5. Если у вас нет воз­мож­но­сти вести про­по­ведь за пре­де­ла­ми домаш­не­го оча­га, про­по­ве­дуй­те в кру­гу сво­ей семьи, при­гла­шая на эти встре­чи дру­зей, род­ствен­ни­ков и соседей.

6. Регу­ляр­но про­во­ди­те подоб­ные часо­вые встре­чи у себя дома или в любом под­хо­дя­щем месте неда­ле­ко от дома, читай­те на них гим­ны, шло­ки из «Бха­га­вад- гиты» с бла­го­го­ве­ни­ем и пре­дан­но­стью. По воз­мож­но­сти до и после чте­ния «Бха­га­вад-гиты» зани­май­тесь пени­ем свя­тых имен Бога, Харе Криш­на мантры.

7. Если во вре­мя обсуж­де­ния у кого-либо воз­ник­нет умест­ный вопрос, отве­чай­те на него, опи­ра­ясь на авто­ри­тет «Бха­га­вад-гиты». Если же вопрос ока­жет­ся затруд­ни­тель­ным для Вас, вы може­те пере­ад­ре­со­вать его нам и полу­чить ясный и исчер­пы­ва­ю­щий ответ.

8. Воз­мож­но, кто-то из вашей ауди­то­рии так­же захо­чет стать про­по­вед­ни­ком Лиги. В этом слу­чае мы будем рады предо­ста­вить ему такое же поло­же­ние, как и вам. Мы более заин­те­ре­со­ва­ны в про­по­ве­ду­ю­щих после­до­ва­те­лях, чем в спящих».

В этих пунк­тах Шри­ла Праб­ху­па­да изло­жил ряд важ­ных прин­ци­пов. Один из них — это необ­хо­ди­мость систе­ма­ти­че­ско­го обу­че­ния про­по­вед­ни­ков. Праб­ху­па­да тре­бо­вал от про­по­вед­ни­ков зна­ния фило­со­фии и вдох­нов­лял их на регу­ляр­ное изу­че­ние «Бха­га­вад-гиты». Он так­же обес­пе­чи­вал их бро­шю­ра­ми с отве­та­ми на типич­ные вопро­сы и лич­но кон­суль­ти­ро­вал по вопро­сам, воз­ни­ка­ю­щим по ходу обу­че­ния или даль­ней­ших дис­кус­сий с людь­ми. В этом пись­ме, дати­ро­ван­ном сен­тяб­рем 1955 года, Шри­ла Праб­ху­па­да дает еще одно настав­ле­ние: про­во­дить регу­ляр­ные собра­ния дома.

В этих собра­ни­ях он видел хоро­шую воз­мож­ность при­влечь в Лигу новых про­по­вед­ни­ков. Мы видим, что с само­го нача­ла стра­те­гия Шри­лы Праб­ху­па­ды заклю­ча­лась в том, что­бы упол­но­мо­чить при­хо­жан на веде­ние про­по­ве­ди и при­вле­че­ние новых пре­дан­ных. После крат­ко­го обзо­ра фило­со­фии Шри­ла Праб­ху­па­да заклю­ча­ет: «Таким обра­зом, Лига пре­дан­ных созда­на для того, что­бы послу­жить все­му чело­ве­че­ству, и объ­еди­нен­ные уси­лия про­по­вед­ни­ков в осу­ществ­ле­нии это­го бла­го­род­но­го дела при­не­сут обо­юд­ное бла­го как Лиге, так и ее про­по­ве­ду­ю­щим членам.

Эта про­по­ведь, помо­га­ю­щая живым суще­ствам обре­сти созна­ние Бога, явля­ет­ся вели­чай­шим бла­гом, кото­рое толь­ко мож­но дать людям. Посту­пая так, мы не толь­ко даем воз­мож­ность живо­му суще­ству отпра­вить­ся домой, назад к Богу, но и сами воз­вра­ща­ем­ся обрат­но к Богу. Воз­высь­тесь до поло­же­ния тако­го про­по­вед­ни­ка и при­не­си­те истин­ное бла­го чело­ве­че­ству в целом и сво­им домо­чад­цам в част­но­сти». Несколь­ко лет спу­стя, еще будучи в Индии, Шри­ла Праб­ху­па­да напи­сал в «Шри­мад Бха­га­ва­там» (1.13.46): «Совер­шен­ная про­грам­ма луч­шей бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти — занять всех людей во всем мире про­по­ве­дью бхакти-йоги…

Каж­дый дол­жен не толь­ко прак­ти­ко­вать бхак­ти- йогу, но и про­по­ве­до­вать бхак­ти-йогу». После поезд­ки на Запад и осно­ва­ния ИСККОН Шри­ла Праб­ху­па­да вновь и вновь вдох­нов­лял каж­до­го, неза­ви­си­мо от его поло­же­ния, стать про­по­вед­ни­ком. Напри­мер, в лек­ции, про­чи­тан­ной в Лон­доне 23 сен­тяб­ря 1969 года, Праб­ху­па­да гово­рил: «Итак, Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур это образ­цо­вый гуру. Он не был сан­нья­си: со сво­ей женой, семьей и детьми он вел жизнь грих­аст­хи, домохозяина.

И все же он был гуру. Любой может стать гуру. Вы долж­ны так устро­ить свою жизнь, что­бы вы все­гда мог­ли про­по­ве­до­вать. Не сто­ит гово­рить: «Я не смо­гу быть про­по­вед­ни­ком, пото­му, что я — грих­аст­ха, домо­хо­зя­ин. Про­по­ведь — это дело сан­нья­си или брах­ма­ча­ри». Нет, это дело каждого.

Поэто­му суще­ству­ет необ­хо­ди­мость в ача­рьях — учи­те­лях, кото­рые про­по­ве­до­ва­ли бы духов­ное зна­ние, созна­ние Криш­ны. Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур выпол­нял обя­зан­но­сти грих­аст­хи, домо­хо­зя­и­на, пра­ви­тель­ствен­но­го чинов­ни­ка и миро­во­го судьи. И все же он был ача­рьей. На при­ме­ре его дел, его жиз­ни мы долж­ны научить­ся быть про­по­вед­ни­ка­ми. И неваж­но, на каком эта­пе жиз­ни мы нахо­дим­ся и какое зани­ма­ем положение».

Под­во­дя итог, мож­но отме­тить, что Шри­ла Праб­ху­па­да посто­ян­но гово­рил о том, что про­по­ведь явля­ет­ся делом каж­до­го, неза­ви­си­мо от его или ее поло­же­ния, вновь и вновь ука­зы­вая на это в сво­их кни­гах, как, напри­мер, в сле­ду­ю­щем отрыв­ке из «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (4.7.44): «Гос­подь Чай­та­нья учил, что чело­ве­ку необя­за­тель­но менять свое поло­же­ние, но при этом он дол­жен слу­шать, как рас­ска­зы­ва­ют о Кришне чистые пре­дан­ные, и про­по­ве­до­вать людям уче­ние Криш­ны. Гос­подь Чай­та­нья гово­рил: «Все вы долж­ны стать духов­ны­ми учи­те­ля­ми. Ваш долг — рас­ска­зы­вать о Кришне и Его настав­ле­ни­ях каж­до­му встреч­но­му». Имен­но это и явля­ет­ся целью Меж­ду­на­род­но­го обще­ства созна­ния Кришны».

Каун­тея дас, Гау­ран­га №1, 1998