Анги­ра Гау­ран­га праб­ху, 17.12.2022, Ретрит для лиде­ров БВ, Уфа

Пер­вое, что раз­ру­ша­ет бхак­ти-врик­шу, — это кон­флик­ты. Кон­флик­ты уби­ва­ют вооб­ще всё. Праб­ху­па­да гово­рил, что ника­кая сила в мире ИСККОН не раз­ру­шит, если вы толь­ко сами не раз­ру­ши­те его изнут­ри (сво­и­ми кон­флик­та­ми). При­ме­ром явля­ет­ся Гаудия-матх, кото­рый рас­ко­лол­ся за один год после ухо­да Бхак­ти­сид­дхан­та Сара­сва­ти Тха­ку­ра. С ИСК­КО­Ном мог­ло слу­чить­ся то же самое, но, к сча­стью, не слу­чи­лось. Кон­флик­ты раз­ру­ша­ют всё, поэто­му кон­флик­ты мы не долж­ны допус­кать. Мы не долж­ны в кон­флик­тах участ­во­вать и не долж­ны допус­кать, что­бы кон­флик­ты были у наших под­опеч­ных. Про­яс­не­ние отно­ше­ний — это нор­маль­но, но кон­флик­ты, где мы выска­зы­ва­ем нега­тив­ные чув­ства и эмо­ции, допус­кать нель­зя. В кон­флик­тах дей­ству­ет майа и дей­ству­ет Кали. Кали в ИСККОН всё раз­ру­ша­ет, в том чис­ле и бхак­ти-врик­шу. Кон­флик­тов быть не долж­но. Будут раз­ные мне­ния, будут оби­ды, но надо раз­го­ва­ри­вать, про­яс­нять кон­флик­ты. В ШЛИ­Се это­му хоро­шо учат. Гово­рить надо пра­виль­но, исполь­зо­вать Я‑сообщение, на один минус надо при­во­дить два плю­са. Есть спе­ци­аль­ные тех­но­ло­гии, как про­яс­нять отно­ше­ния и как раз­ре­шать кон­флик­ты. Осо­бен­но кон­флик­ты недо­пу­сти­мы, где нега­тив­ные эмо­ции про­яв­ля­ют­ся по отно­ше­нию к вайш­на­вам. Вот это раз­ру­ша­ет всё. А раз­ные взгля­ды на вещи — это нор­маль­но, это помо­га­ет нахо­дить опти­маль­ное реше­ние в какой-то деятельности.

Вто­рое, что раз­ру­ша­ет бхак­ти-врик­шу — это лень, когда мы «забо­ла­чи­ва­ем­ся» и пере­ста­ём ста­вить цели. Лидер дума­ет: «Ну, хоро­шо, ходит несколь­ко чело­век и доста­точ­но. Чита­ют по два руга — и хоро­шо. Никто лиде­ром не хочет быть — ну и лад­но. Зато у нас хоро­шие тёп­лые вайш­нав­ские отно­ше­ния в груп­пе. Будем ещё два­дцать лет общать­ся». И это нача­ло раз­ру­ше­ния, так как про­яв­ля­ет­ся гуна неве­же­ства, про­яв­ля­ет­ся та самая зона ком­фор­та. Для недо­пу­ще­ния это­го надо лиде­ра под­тал­ки­вать, не допус­кать «покры­тия мхом».

Тре­тье, что раз­ру­ша­ет бхак­ти-врик­шу — это пре­не­бре­же­ние сад­ха­ной со сто­ро­ны лиде­ра. Про­по­ведь без сад­ха­ны слов­но бумаж­ные день­ги, не обес­пе­чен­ные золо­том. Мы гово­рим цен­ные вещи, но сами это­му не сле­ду­ем. Наши сло­ва теря­ют силу. Нуж­на духов­ная прак­ти­ка каче­ствен­ная, нуж­на насколь­ко воз­мож­но каче­ствен­ная джа­па-меди­та­ция, чте­ние писа­ний, слу­ша­ние лек­ций, обще­ние с пре­дан­ны­ми, уча­стие в кир­та­нах. Всё это необ­хо­ди­мо, это даёт силу. Если мы про­по­ве­ду­ем, но у нас нет доста­точ­ной сад­ха­ны, это подоб­но тому, что мы рабо­та­ем, но не едим. Мы быст­ро поте­ря­ем нашу силу. Если мы хоро­шо дела­ем сад­ха­ну, но не про­по­ве­ду­ем, то это подоб­но тому, что мы едим, но не рабо­та­ем, где в ито­ге мы жире­ем, ста­но­вим­ся лени­вы­ми и боль­ны­ми. И то и дру­гое явля­ет­ся ошиб­кой. Духов­ная прак­ти­ка и про­по­ведь долж­ны быть в балан­се. Еда и работа.

И чет­вёр­тое, что раз­ру­ша­ет бхак­ти-врик­шу — это отсут­ствие забо­ты о лиде­рах. Вооб­ще отсут­ствие забо­ты, когда мы что-то от людей тре­бу­ем, но не под­дер­жи­ва­ем их, осо­бен­но когда назна­ча­ем новых лиде­ров, и бро­са­ем с их про­бле­ма­ми. В этом слу­чае они точ­но сго­рят. Забо­та о лиде­рах — это то, что бхак­ти-врик­шу удер­жи­ва­ет. Более стар­шие лиде­ры забо­тят­ся о млад­ших лидерах.

Вот четы­ре вещи, кото­рые бхак­ти-врик­шу убивают.

И есть четы­ре про­ти­во­по­лож­ные вещи, кото­рые бхак­ти-врик­шу ожив­ля­ют. Пер­вое — когда мы пра­виль­но раз­ре­ша­ем кон­флик­ты, под­дер­жи­вая тёп­лые дру­же­ские пози­тив­ные отно­ше­ния. Вто­рое — когда мы ста­вим цели роста Рын­ка свя­то­го име­ни, роста коли­че­ства групп, роста мис­сии Гос­по­да Гау­ран­ги. Когда мы посто­ян­но видим цель в нашей дея­тель­но­сти. Раз­ви­тие и рост — это при­зна­ки духа, так как мате­рия мерт­ва, а дух живёт и раз­ви­ва­ет­ся. Тре­тье, что бхак­ти-врик­шу ожив­ля­ет, — это хоро­шая сад­ха­на, хоро­ший духов­н­хый вкус, хоро­шая духов­ная прак­ти­ка. И чет­вёр­тое — это вни­ма­тель­ность и забо­та. Забо­та ожив­ля­ет бхакти-врикшу.