Что такое Бхакти-врикша?НовостиВидеоАудиоФотоФестивальПаломничестваБиблиотекаСУПЕРМАРКЕТМосковская БВ
» » Критика: деструктивная и конструктивная Бхакти Вигьяна Госвами ПРИВИВКА ПРОТИВ ЛЖИ, или как не стать слугой Кали

Критика: деструктивная и конструктивная Бхакти Вигьяна Госвами ПРИВИВКА ПРОТИВ ЛЖИ, или как не стать слугой Кали

Критика: деструктивная и конструктивная

Бхакти Вигьяна Госвами

ПРИВИВКА ПРОТИВ ЛЖИ,
или как не стать слугой Кали

Написать эту небольшую статью побудил меня очередной вброс в интернет-пространство критики в адрес ИСККОН, на этот раз со стороны людей, выдающих себя за представителей таттва-вады, школы ачарьи Мадхавы. Сами их претензии для человека, хорошо знакомого с нашей философией и историей Гаудия- сампрадайи, выглядят в высшей степени недобросовестными и высосанными из пальца. Смутить они могут только человека неискушенного. К сожалению, таких людей немало, поэтому расчет так называемых таттва-вади оправдался – их выпады внесли много беспокойств в умы вайшнавов.

Но сейчас мне хотелось бы поговорить не о конкретных нападках – нападки всегда были и будут, а о том, как в целом относиться к этому явлению, чтобы соприкосновение с ним не стало препятствием на нашем духовном пути.

Смертельный яд оскорблений

За время своих попыток стать вайшнавом, последователем Шрилы Прабхупады в парампаре, идущей от Шри Чайтаньи Махапрабху, я вынужден был иметь дело с огромным количеством нападок на ИСККОН с самых разных сторон. По роду службы мне практически всякий раз приходилось разбираться с этими нападками, изучать аргументы наших оппонентов и пытаться как-то отвечать на них – прямо или косвенно. Мои сегодняшние размышления основаны на собственном, увы, не самом счастливом опыте и опыте других вайшнавов. Очень хотелось бы уберечь преданных ошибок, которые могут нанести серьезный вред нашей вере, а то и стать фатальными для нее.

Прежде всего, хотелось оговориться – я принципиальный противник запретов в интеллектуальной сфере. Я уважаю свободу выбора каждого человека и уверен, что запреты и искусственные ограничения, особенно в наше время, могут только возбудить интерес к «запретным плодам». Но, в то же время, свобода подразумевает обращение к разуму человека, и именно к разуму вайшнавов, последователей Шрилы Прабхупады мне хочется сейчас обратиться.

На своем опыте я знаю, что погружение в любые идеологические споры и разбирательства, даже когда наша внутренняя позиция очень сильна, не проходит бесследно, особенно когда речь идет об оскорбительных по тону и сути выпадах. Когда же вера еще слабая и неокрепшая, когда она незаметно для нас подтачивается изнутри неразрешенными еще сомнениями, любое соприкосновение с ядом оскорблений губительно для нашей веры. А в наше время, увы, ни одна, даже самая абстрактная полемика, без оскорблений, явных и скрытых, не обходится.

Иногда мы сами можем даже не различить оскорбления в адрес практики бхакти или в адрес учителя. Более того, иногда оскорбления маскируются под прославления. Но яд есть яд, он отравляет, даже когда он безвкусный или сладкий. В жизни Шрилы Прабхупады был любопытный эпизод. Группа его учеников во время парикрамы по Навадвипе посетила одного из его духовных братьев. Этот духовный брат в своей речи, обращенной к ученикам Шрилы Прабхупады, сначала прослалвил его, а потом вольно или невольно принизил его достижения, сказав, примерно следующее: «Не думайте, что ваш Гуру Махараджа исполнил предсказание Господа Чайтаньи. Не он первым начал проповедь сознания Кришны на Западе. До него были другие. Именно они продолжили дорогу на Запад. Он просто пошел по их стопам». По сути, слова его, вопреки очевидности, ставили Шрилу Прабхупаду в один ряд с его духовными братьями, начинавшими проповедь на Западе, и ставили под сомнение его исключительные заслуги. Когда Шрила Прабхупада узнал об этом происшествии, он воспринял его очень серьезно. Тотчас он вызвал всех учеников, посетивших его духовного брата, к себе и отчитал их. Его слова звучали примерно так: «Сами того не подозревая, вы выслушали оскорбление в адрес своего духовного учителя. В результате этого на теле вашей веры навсегда останется шрам». Это только один из множества других подобных эпизодов, которые показывают, какой урон может нанести нашей вере яд оскорблений и какие усилия прилагал Шрила Прабхупада, чтобы оградить веру своих учеников.

О критике добросовестной и недобросовестной

Мой богатый опыт также подтверждает, что любая критика, которую мы слышим или читаем, входит очень глубоко в наше сердце и иногда остается в нем годами, лишая нас решимости в духовной практике, которую дает вера. Безусловно, лучше полностью избегать критики, но, во-первых, это не всегда возможно, а во-вторых, критика (в отличие от оскорблений) может быть добросовестной. Бывает так, что нам хотят сообщить что-то важное, пусть и не очень приятное. Было бы неправильно пытаться ограждать себя от всякой критики – добросовестная критика необходима и может помочь нам. Поэтому, если нам довелось соприкоснуться с критикой ИСККОН или садху, то, прежде чем принимать ее всерьез, нужно попытаться определить, насколько она добросовестна. Отличить добросовестную критику от недобросовестной нетрудно. Есть очевидные признаки недобросовестной критики, с помощью которой наши недоброжелатели всех мастей пытаются разрушить веру последователей Шрилы Прабхупады.

Признак первый – попытка скрыть свои истинные намерения громкой декларацией чистых мотивов. Чаще всего любой недобросовестный обличитель пытается замаскировать свои мотивы, подчас навязчиво декларируя чистоту своих мотивов. Это древняя традиция: еще Дакша, оскорбляя Господа Шиву, начал с того, что во всеуслышание заявил: «Только не подумайте, что речь моя продиктована невежеством или завистью». (ШБ, 4.2.9) Современные последователи Дакши тоже, как правило, начинают свои обличения с похожих утверждений: «Только не подумайте, что я кому-то завидую. Меня интересует только истина и ничего, кроме истины». Человек, чьи мотивы по-настоящему чисты, не будет чувствовать необходимости внушать это самому себе и своим читателям. Зачем ему громогласно декларировать чистоту своих мотивов, если его проникнутые состраданием или желанием защитить репутацию другого преданного слова скажут сами за себя? Сати тоже осуждала Дакшу, но ей не нужно было предупреждать своих слушателей о том, что ее мотивы чисты. Шрила Прабхупада иногда приводил случай с вором. Некий домохозяин, проснувшись ночью, услышал шорох в гостиной и громко спросил: «Кто там шуршит?» В ответ на это незадачливый вор с перепуга и от неожиданности выпалил: «Это я, но только не подумайте, что я ворую!»

Самое удивительное, что люди, привыкшие доверять всему написанному, очень часто попадаются на эту удочку и не дают себе труда подумать над тем, что на самом деле стоит за этой критикой.

Признак второй – самовозвеличивание. Недобросовестная критика или оскорбления – это всегда способ возвысить самого себя за счет унижения других. Если мы видим, что критика ИСККОН или Шрилы Прабхупады, нашего учения или его последователей сопровождается хвастливым прославлением самого себя, своего гуру или своей духовной организации, можно со спокойным сердцем, пробежав по ней глазами, отвергнуть ее – ядовитое дерево не может принести добрых плодов. Бахвальство, перечисление своих мнимых и истинных заслуг, показная ученость, нарочитая витиеватость стиля, подчеркивание своей избранности или эксклюзивности даваемых знаний – все это верные признаки самовозвеличивания. Мы все много раз слышали высказывания типа: «Только здесь вы сможете узнать о сокровенных секретах расы». «В ИСККОН учат азбуке духовной жизни, высшие истины вам откроют только у нас». «Ваш гуру не сумел рассеять все ваши сомнения, не так ли? Чтобы рассеять сомнения, гуру должен быть истинным. Приходите ко мне, я смогу это сделать». Все это выдает истинные мотивы критика. В самом деле, чего ради человеку, стремящемуся помочь другим, прославлять себя?

Какие бы «благородные» мотивы ни декларировал такой обличитель, его критика – это элементарное проявление человеческой гордыни, замаскированное под «борьбу за истину». Традиция эта тоже уходит корнями в глубокую древность. Умирающий Дурьйодхана, лежа с перебитыми бедрами на Курушкшетре, изрыгал проклятия в адрес Кришны и Пандавов. Но свои проклятия он перемежал похвалой самого себя: «Я изучал Веды! Я совершал жертвоприношения! Я раздавал пожертвования! Я правил этим огромным царством! И теперь я умираю славной смертью, достойной кшатрия! Я наслаждался здесь всеми радостями жизни, которых ищут даже полубоги! Найдется ли еще на земле человек столь же удачливый, как я?!»

Признак третий – деструктивность. Цель недобросовестной критики практически всегда деструктивна. Иначе говоря, такая критика, это проявление низшего, тамасичного начала в человеке. Зависть пробуждает в сердце человека гнев по отношению к объекту своей зависти, особенно при виде каких-то успехов того, кому мы завидуем, а гнев включает механизмы разрушения и саморазрушения. Добросовестная критика всегда созидательна – она ставит своей целью улучшить что-то, помочь людям устранить недостатки. Недобросовестная же критика ставит своей целью только уничтожение, разрушение, не помогая человеку утвердиться в чем-то позитивном. Обычно результатом такой критики являются руины в нашем сердце, и мишенью такой деструктивной критики чаще всего является вера последователей Шрилы Прабхупады. Попытка растоптать святыни – верный признак недобросовестной критики. Шрила Прабхупада, даже когда он общался с представителями других конфессий, никогда не пытался уничтожить или подорвать их веру.

Мантхара, коварно отравляющая сердце Кайкеи, Равана, поливающий грязью Раму перед пленной Ситой, разгневанный Шишупала, осыпающий перед всеми проклятиями Кришну, хотели только одного – разрушить веру тех, кто выслушивал их. Порой оскорбленное самолюбие, возбудившее двешу, ненависть в сердце человека, уже не довольствуется разрушением репутации человека, но превращается в угрозы физического насилия: «Если я докажу, что ты не прав, я отрежу тебе нос!» - кричал на Харидаса Тхакура оскорбленный Гопал Чакраварти. (Чч., Антья, 3.199) Встречаясь с такой критикой, всегда неплохо вспомнить мудрые слова Прометея: «Юпитер, ты сердишься, – значит, ты не прав».

Признак четвертый – смакование негатива. Когда присущее всем обусловленным живым существам желание находить недостатки (кути-нати) превращается в навязчивую потребность прилюдно критиковать и осуждать других, это выдает компенсационный психологический механизм, маскирующий собственную неудачу или духовную неудовлетворенность. Задайте себе вопрос: с чего это вдруг человек, который счастлив в своей духовной практике и полностью удовлетворен тем, что он делает, будет тратить столько времени на обличение других, да еще и находить в этом удовольствие? По-настоящему духовный человек с большой неохотой и лишь по долгу службы может сказать что-то негативное в адрес другого человека. Это прерогатива духовного учителя, обязанного ограждать людей, зависящих от его мнения, от соприкосновения с неблаготворными взглядами. Но нормальный человек никогда не будет находить в этом удовольствия и тем более смаковать негатив. Пример Рамачандры Пури с его навязчивым желанием уличить всех – неважно, кого, и неважно, в чем, – должен служить всем нам напоминанием об этой человеческой слабости.

Обличители, как правило, выдают себя за возвышенных личностей, имеющих прямой доступ к духовным истинам, но их маниакальное желание критиковать, лучше любых аргументов, доказывает обратное. Неслучайно Шрила Рупа Госвами, описывая в «Упадешамрите» возвышенного преданного, к общению с которым нужно постоянно стремиться, называет его главный внешний признак: анйа-ниндади шунйа-хрдам – его сердце должно быть полностью свободно от желания критиковать и осуждать других. Что говорить великих святых, даже просто воспитанный человек, если он честен перед самим собой, испытывает уколы совести, когда ему приходится критиковать или дурно говорить о других.

Можно привести много других признаков недобросовестной критики: выборочное цитирование, навешивание эмоционально окрашенных ярлыков на оппонента (тоталитарная секта и т.д.), придирки к мелочам и попытка придать им больший статус, чем они того заслуживают, сознательное разжигание гнева в своем оппоненте (т.н. «троллинг») и проч. Не претендуя на полноту, мы перечислили только самые очевидные признаки, коренящиеся в самой психологической природе склонности человека к критике. Что же касается критики добросовестной, то ее легко можно распознать по отсутствию всех этих признаков. Есть у нее и уникальные признаки – увы, она встречается очень редко и, как правило, не нуждается в больших интернетовских аудиториях.

Тут, наверное, следует сказать, что одной из характерных черт нашей философской школы является ее подчеркнутая неполемичность. Госвами Вриндавана основывают свою философию, как правило, не на опровержении чужой, а показывают, как вся эта очень стройная философская система уже содержится в шастрах, и прежде всего, в Шримад-Бхагаватам. Разумеется, Джива Госвами приводит аргументы против философии майявады и проч., но в сравнительном отношении полемика занимает очень скромное место в его трудах, потому что его цель не опровергнуть, а утвердить.

Шастры тоже не рекомендуют увлекаться спорами, потому что они мешают развитию в нашем сердце качеств, благотворных для бхакти: смирения, сострадания, желания служить, и наоборот, возбуждают ум человека и усиливают его гордыню. Одна из сутр «Нарада-бхакти-сутры» гласит:

vādo nāvalambyaḥ

«Не ищите прибежища в спорах». (НБС, 74)

В «Шримад-Бхагаватам» (11.18.30) Кришна тоже предостерегает Уддхаву:

śuṣka-vāda-vivāde na
kañcit pakṣaṁ samāśrayet

«Преданный никогда не должен опускаться до уровня обычного логика или принимать чью-то сторону в бессмысленных спорах»

Бхактивинода Тхакур в «Бхактьялоке» объясняет, что участие в спорах и дебатах относится к категории праджалпы. Он пишет, что от участия в спорах сердце человека ожесточается, что лишает его разум естественной чистоты и способности отличать истину от лжи. «Дебаты опьяняют вздорных, любящих поспорить людей. Обсуждая темы, связанные с Господом и преданными, нужно всегда тщательно избегать бессмысленных споров».

Интернет на службе у века Кали

К сожалению, даже абсурдная критика, когда мы ее слышим, попадает на плодородную почву. Психология человека такова, что, как правило, он легко принимает на веру любой негатив и не требует никаких подтверждений. Так как в сердце каждого обусловленного живого существа живет зависть, мы склонны слепо верить всему плохому, а в хорошее нам верится с трудом. Даже если нам самим неприятно говорить что-то дурное о людях, слушать о них что-то дурное всегда приятно: с одной стороны, возвышает нас в собственных глазах, а с другой – подтверждает наши худшие подозрения о людях, взращенные на дрожжах зависти. Поразительный пример слепой веры во все дурное даже вопреки очевидности содержится в «Рамаяне». Кайкеи на собственном опыте знала, насколько безупречен Рама, но злобные и заведомо ложные слова Мантхары очень быстро перевесили ее реальный опыт общения с Рамой и заставили ее подозревать Раму в коварстве и прочих грехах. Поэтому мы должны всегда помнить, что даже ясное понимание всех этих признаков недобросовестной критики может не защитить нас от ее ядовитого воздействия – яд подозрений и сомнений слишком сладок.

В то же время, в эпоху интернета, возможности для критики и оскорблений выросли в сотни и тысячи раз. Сейчас интернет стал самым могущественным оружием в руках века Кали, века ссор, раздоров и лицемерия. Современные последователи Дакши, Мантхары, Шишупалы, Дурьйодханы и Рамачандры Пури с успехом ловят в свои сети доверчивых жертв. Поистине, изобретением интернета последняя опора дхармы – правдивость – получила сокрушительный удар.

Пытаясь найти крупицы Истины на просторах интернета, нужно всегда помнить, что интернет – это, прежде всего, идеальная среда для распространения недостоверной информации и оскорблений. На то есть много причин. Перечислим некоторые из них.
- Информация с сети анонимна. И часто мы даже не можем узнать, кто на самом деле стоит за сетевым ником. Ложь в условиях анонимности становится безнаказанной.
- Виртуальное пространство развязывает язык и снимает внутренние этические барьеры. Часто в сети человек говорит то, что никогда не позволил бы себе сказать в личной беседе.
- На интернет-форумах и в социальных сетях можно удалять неугодные сообщения и блокировать пользователей, неугодных автору.
- Сплошь и рядом в интернетовских диспутах используется возможность выборочного ответа только на те аргументы, которые выгодны. Так традиционная культура честного философского диспута подменяется культурой передергиваний и замалчиваний.
- Старые, давно опровергнутые аргументы снова вытаскиваются на свет Божий и выдаются неискушенным людям за свежие и неопровержимые.
- Разработаны целые технологии очернения и ведения недобросовестных дискуссий, включающие в себя изощренные технические и психологические приемы.

Последнее обстоятельство очень важно, потому что вайшнавы по природе доверчивы – нам в голову не приходит, что кто-то может сознательно пытаться разрушить нашу веру, не гнушаясь при этом никакими средствами, даже самыми нечестными, хотя в действительности интернет уже давно превратился в поле битвы за сердца и умы людей. А на войне, как известно, любые средства хороши - а la guerre comme а la guerre.

Классификация обличителей

Всех наших критиков условно можно разделить на три большие категории.

Прежде всего, это «внешние» критики. В основном в эту категорию попадают «сектоведы» и «антикультисты» всех мастей во главе с печально знаменитым А.Л. Дворкиным. Они довольно плохо знают нашу традицию, поэтому их критика получается достаточно поверхностной, но она не становится от этого менее ядовитой. Поверхностность такой критики с лихвой возмещается ее грубостью и агрессивностью. В основном она сводится к собиранию каких-то фактов (истинных или ложных – для них не так важно), определенной переработке и эффектной подаче этой информации. Цель проста – огульно, не вдаваясь в детали, очернить все наше движение, выставить его как некую мрачную «тоталитарную секту», которая занимается только тем, что зомбирует своих недалеких последователей и отбирает у них имущество. Такая критика, при всей ее поверхностности и зачастую абсурдности, хорошо работает, но в основном с людьми, в реальности не соприкасавшимися с ИСККОН. Она играет на описанной выше доверчивости людей к любому негативу – в плохое всегда верится легче. Стоит, однако, человеку преодолеть барьер, возведенный этими обвинениями, и поближе присмотреться к вайшнавам, как он понимает, что она целиком построена на плохо прикрытой лжи. Близкое общение с вайшнавами – самое лучшее противоядие от такой критики.

Есть критика «соседская», когда нас в чем-то обвиняют люди, принадлежащие к другим школам индуизма или параллельным организациям. Как правило, острие их критики направлено либо на наше учение, либо – чаще всего – на легитимность нашей школы и цепи ученической преемственности. Ее цель – посеять сомнения в верности нашего конкретного пути и перетянуть к себе побольше последователей. Такие оппоненты опаснее, аргументы их изощреннее и труднее поддаются разоблачению.

Что касается философской критики, то наши ачарьи Рупа Госвами, Джива Госвами, Вишванатха Чакраварти, Бхактивинода Тхакур Бхактисиддханта Сарасвати, а также Шрила Прабхупада, ответили практически на все философские аргументы, которые выдвигают наши оппоненты. В большинстве случаев они просто пользуются элементарной философской неграмотностью вайшнавов из ИСККОН. Так, например, любому человеку, даже поверхностно знакомому с аргументацией «Лагху-бхагаватамриты» Рупы Госвами или «Кришна-сандарбхи» Дживы Госвами, потуги российских последователей таттва-вады доказать, что Кришна не является изначальной формой Верховной Личности Бога, покажутся, в лучшем случае, жалким фиглярством. В конце концов, можно ли поставить рядом познания какого-то свежеиспеченного «знатока санскрита» и эрудицию Рупы Госвами или Дживы Госвами? Нападки этих господ на философию Гаудия-вайшнавов ничего, кроме ассоциаций с басней Крылова про слона и моську, у любого грамотного человека вызвать не могут. Но в уме неискушенных преданных, чье зрение затуманено пылью мнимой учености, которую эти обличители пускают в глаза, после прочтения их аргументации вполне могут поселиться сомнения.

Самой лучшей прививкой против такой критики является внимательное изучение книг Шрилы Прабхупады под руководством старших вайшнавов. Именно это нужно делать, если мы ищем Истину. Какой смысл пытаться найти ее в измышлениях полуграмотных пандитов, рассыпанных на просторах интернета? Не больше ли вероятность того, что мы ее обнаружим, внимательно изучая книги Шрилы Прабхупады и его предшественников, подвигом всей своей жизни доказавших безукоризненную чистоту мотивов?

Если мы все же не можем найти подходящие логические аргументы, чтобы опровергнуть такую критику, и чувствуем, что она зародила в нашем сердце сомнения в практике бхакти, стоит вспомнить о нашем собственном духовном опыте – опыте сладости, приходящей в сердце на киртане, опыте радостного волнения перед Божествами, опыте умиротворения, даруемого джапой, опыте беспричинного счастья в святой дхаме.

Что касается организационных «разоблачений» ИСККОН, нападок, касающихся легитимности нашей цепи ученической преемственности, попыток показать, что последователи ИСККОН в своей практике «отклонились», то это чаще всего либо откровенный, не поддающийся проверке блеф с множеством подтасовок, либо попытка сделать из мухи слона. Я помню длинную статью, написанную санньяси одного из матхов, в которой он с явным удовольствием перечислил, если не ошибаюсь, двадцать с лишним «отклонений» в практике ИСККОН от практики «Гаудия-матха». Среди них были такие «отклонения», как ошибка в принятом в ИСККОН тексте према-дхвани, отличающиеся от принятых в Матхе имена санньяси, использование фисгармонии в киртанах и тому подобное. Эти смешные по сути «разоблачения» подавались так серьезно, с таким пафосом, что у читателя должно было, по замыслу автора, сложиться впечатление, что теперь все последователи ИСККОН обречены гореть в аду, а все последователи Гаудия-матха автоматически получат Кришна-прему. Самое парадоксальное, что, несмотря на всю свою абсурдность, даже такого рода аргументы, поливая дремлющие в сердце каждой обусловленной души сомнения, могут потихоньку разъесть нашу веру.

Пожалуй, самым лучшим аргументом против такого рода критики является принцип, сформулированный Кришнадасом Кавираджем в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 12.66-69). «На дереве Господа Чайтаньи по-настоящему процветать могут только те ветви, которые питаются влагой Его милости. Все остальные обречены на отмирание и высыхание».

Наконец, третья категория обличителей – «внутренние». Это люди, которые какое-то время были или до сих пор остаются последователями Шрилы Прабхупады, но по тем или иным причинам разочаровались в ИСККОН, ушли из него и затаили обиду. Их критика самая болезненная, и ложь в их аргументах распознать труднее всего. На то есть несколько причин. Во-первых, ложь в их словах очень тонкая, она гораздо больше, чем в двух предыдущих случая, похожа на привычную нам правду. Как правило, они очень хорошо маскируют свою критику под учение Шрилы Прабхупады. Во-вторых, они редко покушаются на наши святыни – они как бы разделяют их с нами, а то и маскируют свою критику под отстаивание святынь, возвращение к истокам, очищение от «отклонений». Иначе говоря, защитные механизмы отторжения, которые обычно включаются у человека, когда кто-то при нем начинает оскорблять дорогие его сердцу вещи, в данном случае не срабатывают. Во-третьих, эти люди хорошо знают нашу собственную аргументацию и защиту, поэтому они обычно изобретают новые неожиданные аргументы. В-четвертых, она очень часто затрагивает реальные проблемы нашей молодой организации, о которых мы все сами знаем, и потому звучит убедительно. Такая разновидность критики, в отличие от двух предыдущих видов критики, вполне может быть конструктивной, но только в том случае, если она растет не из обиды или желания доказать свою собственную правоту и неправоту всех остальных. Она, на первый взгляд, более невинна, потому что как будто не затрагивает основ нашей веры, но на поверку она может оказаться даже опаснее, потому что ей легче заразиться и встать, вслед за ее авторами, в позу обвинителя и судьи, выискивающего повсюду только недостатки. В каком-то смысле, критика Рамачандры Пури, ученика Мадхавендры Пури, относилась именно к этой категории. Пожалуй, самой лучшей прививкой против такой критики является вкус к общению с преданными и служению в их обществе. Те, у кого такого вкуса нет, очень легко могут пасть жертвой подобной критики.

Заключение

Откуда бы ни происходили борцы с ИСККОН, из чего бы они ни черпали свою силу и какими бы мотивами ни прикрывали ее, сам факт критики, особенно когда критика выставляются в интернете с параноидальной навязчивостью и сопровождается оскорблениями, уже говорит сам за себя. Соприкосновение с этой критикой, даже если мы делаем это с самыми лучшими намерениями – чтобы разобраться и опровергнуть – отравляет наше сердце. Шраддха, или вера, возникшая по беспричинной милости Шрилы Прабхупады и великих ачарьев прошлого – это наше самое большое сокровище. Надо хорошо понимать, что на первых этапах, наша вера очень непрочна. Шрила Рупа Госвами называет ее комала шраддха, что значит «нежная, неокрепшая, подверженная внешним влияниям вера». При соприкосновении с критикой, хотим мы этого или не хотим, ее яд проникает в наше сердце и начинает потихоньку разрушать такую еще неокрепшую веру. Поэтому самой лучшей прививкой против любых видов критики является систематическое изучение книг Шрилы Прабхупады – никакие другие средства не смогут его заменить.

Читая очередную порцию «опровержений» и «разоблачений» всегда полезно вспомнить о вайшнавах, стоявших у истоков нашей сампрадаи. Это, даже по мирским стандартам, великие философы, люди безупречного поведения, которые блестяще владели логическим аппаратом, изучили все отрасли ведического знания, были гениальными поэтами и знатоками санскрита. Право, смешно думать, что созданную ими философскую систему, построенную на прочном фундаменте богооткровенных писаний, могут опровергнуть наивные скороспелые аргументы, людей, чье понимание философии и шастр, мягко говоря, сомнительно, а человеческая этика и вовсе не выдерживает никакой критики.

Еще один принцип, о котором стоит помнить – «о дереве судят по плодам». Шрила Прабхупада, его жизнь и достижения уже являются самым убедительным аргументом, против которого ничего невозможно возразить. Какой-то человек может напустить интеллектуального тумана и соткать из лжи любые кружева, особенно на просторах интернета, но пусть он сначала докажет своей жизнью, что те, кто соприкасается с ним, могут менять свои привычки, становиться лучше и чище, реально посвящать свою жизнь служению Богу. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что уровень вайшнава определяется его способностью влиять на других и менять их сердца к лучшему. Это ли не есть самый веский и могущественный аргумент в пользу правильности пути который указал нам Шрила Прабхупада? То же можно сказать и о многих искренних учениках Шрилы Прабхупады, которые своей жизнью и служением умножают его славу.

В завершение мне хотелось бы дать несколько рекомендаций для людей, которые сталкиваются с критикой и оскорблениями вайшнавов:

– Главный совет – не вступайте в опасные дискуссии в интернете. Игнорирование – это самое разумное поведение с оскорбителями и, вместе с тем, самое болезненное для их ложного эго. Любой человек, выставляющий свои измышления в интернете, надеется на то, что кто-то попадется на эту удочку и вступит с ним в дискуссию. Зачем же нам оправдывать его ожидания?

– Если же по той или иной причине вы не смогли вовремя уберечь себя от соприкосновения со всей этой ложью и чувствуете, что вера ваша пошатнулась и вам нужно найти ответы на все возникшие у вас вопросы, постарайтесь сформулировать их в максимально позитивном ключе и задайте тем, кто хорошо знает шастры, нашу сиддханту и историю и способен дать квалифицированный ответ. Попытки разобраться в этом самим могут закончится для вашей веры летальным исходом.

– Если рядом с вами нет никого, кто мог бы рассеять ваши сомнения, пишите на адрес mandala.pati@gmail.com. При Национальном совете Российского ИСККОН был сформирован комитет защиты сиддханты – ваши слуги из этого комитета постараются дать вам необходимые ответы или подсказать, где в книгах Шрилы Прабхупады их можно найти.

В конце хотел бы поделиться с вами притчей, найденной на просторах того же интернета (там можно найти и полезные вещи тоже).

Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь сказать, нужно это трижды просеять. Сначала нужно просеять эти слова через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом не уверен, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Я соглашусь выслушать тебя, если слова твои пройдут через это сито. Принесет ли мне пользу то, что ты хочешь рассказать?
— Скорее всего, нет, - после некоторого раздумья ответил человек.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить это? Пожалуй, я не стану тебя слушать. Надеюсь, что ты не обидишься?
— Нет, Сократ. Зачем мне обижаться? Ты опять оказался прав.

От себя добавим, если бы все люди в этом мире, были такими же мудрыми, как Сократ, нам, наверное, не пришлось бы писать эту статью.

Комментарии:

Оставить комментарий
• Календарь:
• Контакты

Секретарь Бхакти-врикш
Мобильный (Москва)   +7-909-9-108-108
Мобильный   +7 925 895-02-67

Фестивальный комитет
Мобильный (Москва)   +7-919-777-19-27
Skype:  bhaktivriksha Мой статус
E-mail: Bhakti-vriksha@mail.ru
Группа VКонтакте

Ваш вклад в фонд развития сайта Бхакти-врикш
перечислить на карточку Сбербанк 639002389071811095 или

руб.
счёт 41001182062822.

Получайте новые статьи сайта Bhakti-Vriksha.ru по почте (E-mail)
 

Количество подписчиков новостей Bhakti-Vriksha.ru

Сервер Бхакти-врикш предлагает Вам:
  • множество Аудио и видео лекций
  • Фотографии о Б-в
  • Dvd фильмы о Б-в
  • Книги и модули по Б-в
  • обмен файлами
    Подробнее >>>
Яндекс.Метрика
• Лента новостей:

Московские Бхакти-врикши на схеме метро

Скачать в хорошем качестве >>

с 5 по 10 Июня 2016 года Приглашаю Вас на международный фестиваль Бхакти-врикш «ГАУРАНГА-2016»

    ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ:  Бхактиведанта Садху Свами = Глубокие семинары и реализации, наставления и советы от эксперта, философа и гениального мыслителя  Бхакти Ананта Кришна Госвами = Энтузиазм, настроение киртана, вкус Святого Имени от неутомимого «энерджазера»  Чайтанья Чандра Чаран прабху = Утренние и вечерние ...

Таблица новых контактов Бхакти-врикш

Друзья, воспользуйтесь новой удобной Базой данных людей, которые записались на БВ . http://nc.bhakti-vriksha.ru

Посмотрите записи со Школы Лидеров и Бхакти-врикш 2016 в Омске

Базовый курс 1 — «Лидер – слуга , а не господин»— Е.М. Чайтанья Чандра Чаран прабху. Базовый курс 2 — «Наставничество как основа духовных отношений» — Е.С. Бхактиведанта Садху Свами Махарадж. Базовый курс 3 — «Общины любви и заботы» — Е.М. Ангира Муни прабху и матаджи Према Падмини. Базовый курс 4 — «Социальные задачи ИСККОН» — Е.М. Радха ...

Смотрите прямые трансляции с фестиваля БВ Гауранга 2015

Смотрите прямые трансляции с фестиваля БВ Гауранга 2015 с 10 по 17 Июля (Нижний Новгород) http://vedamedia.ru/live/nn/

Набор в группу паломничества в Индию на Гаура-Пурниму 30 января - 14 марта 2015

Нас ждет: «Безграничная милость Господа Гауранги». А также:  Священные тайны Индии. Незабываемый духовный опыт, и общение от сердца к сердцу. Ангира Муни прабху, Матаджи Кавери, слуги-лидеры Бхакти-Врикш из разных уголков мира и, конечно же: Больше Преданных! Больше счастливых Преданных! Подробнее: https://vk.com/domoikbogu Маршрут ...
Объявления(Работа, Жилье)ФорумСоц сеть Б-в New!ДневникиКонтактыВайшнавские новости Файловый архив (Сервер)!